Победа Красной Армии на полях Подмосковья положила начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. "Значение этой победы состояло в том, что советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из целей, предусмотренных планом "Барбаросса", - вспоминал Маршал Советского Союза Александр Василевский.
Разрабатывая план контрнаступления, Ставка Верховного Главнокомандования решила нанести удар по основной группировке немецко-фашистских войск, действовавшей на московском направлении. В этой операции советские войска насчитывали 720 тыс человек, 8 тыс орудий и минометов, 720 танков, 1170 самолетов.
Контрнаступление началось ударом Калининского фронта. К 8 декабря, были освобождены Яхрома, Красная Поляна и Крюково. В тот же день Гитлер издал директиву номер 39 о "переходе к жесткой обороне". "Преждевременное наступление холодной зимы вынуждает немедленно прекратить все крупные наступательные операции и перейти к обороне, - говорилось в ней, - нужно создать предпосылки для возобновления наступательных операций в 1942 году". Но этому уже не суждено было осуществиться.
9 декабря генерал Георгий Жуков потребовал "окончательно окружить и уничтожить все армии противника". Ставка требовала расширить фронт наступления и безостановочно преследовать противника. Войска продвигались вперед с ожесточенными боями. Советскими солдатами было совершено немало героических подвигов.
Отступая, немцы делали все, чтобы затормозить продвижение советских частей, устраивали заграждения на дорогах, сжигали и минировали деревни. Но это не могло остановить Красную Армию. 12 декабря, через неделю после начала контрнаступления, Совинформбюро сообщило о провале немецкого плана взятия Москвы. "Войска нашего Западного фронта, - говорилось в сводке, - измотав противника, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок".
За месяц наступления советские войска нанесли тяжелое поражение группе армий "Центр", продвинувшись в глубину на 100-250 км. "Теперь уже несомненно, что хвастливый план захвата Москвы провалился с треском", - с полным правом констатировало Совинформбюро. Как впоследствии вспоминал Жуков, "немцев погубила легкость, с которой они привыкли одерживать победы".
Однако эта победа дорого обошлась советским войскам - потери составили 380 тыс человек.
Бешенству Гитлера не было предела. Обвинив в поражении под Москвой генералов и фельдмаршалов, он сместил с должностей 35 генералов вермахта. "Немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения", - признавал генерал Вестфаль.
Разгром под Москвой стал началом конца "тысячелетнего рейха".