Рейтинг@Mail.ru
"Нация существует, когда людям есть, что спеть вместе" - проект "Песни нашего века" завершен - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Нация существует, когда людям есть, что спеть вместе" - проект "Песни нашего века" завершен

Проект "Песни нашего века" завершен

Читать ria.ru в
Дзен
"Это третий и последний диск нашего проекта" - так начал презентацию диска "Песни нашего века. Часть третья" Виктор Берковский. И хотя слушателей, заполнивших зал Московского Дворца молодежи, ждал еще целый вечер встреч с любимыми песнями, настроение стало несколько минорным.
МОСКВА, 13 ноября. /Корр. РИА "Новости" Лев Аксенов/. "Это третий и последний диск нашего проекта" - так начал презентацию диска "Песни нашего века. Часть третья" Виктор Берковский. И хотя слушателей, заполнивших зал Московского Дворца молодежи, ждал еще целый вечер встреч с любимыми песнями, настроение стало несколько минорным.

Проект "Песни нашего века" объединил группу известных всем поклонникам авторской песни "поющих поэтов". Они поставили перед собой цель - собрать воедино лучшие образцы этого демократичного жанра, созданные за последние десятилетия. Задача была не из простых, она сродни сложностям, с которыми сталкиваются мастера кино при экранизации всенародно любимых литературных произведений. У каждого потенциального зрителя есть "свой" образ героя той или иной книги, и он поневоле сопоставляет, к примеру, "своего" героя с тем, что ему предлагают создатели фильма.

Так было и с "Песнями нашего века". Так, еще два-три года назад мало кто мог представить себе хоровое исполнение со сцены /или в записи/ песен Владимира Высоцкого. Хрипловатый голос автора настолько слился с его балладами, что казалось чуть ли не кощунством "посягать" на его творческое наследие. В равной мере это относится к песням Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой.

Но оказалось, что талантливым людям, любящим искусство, а не себя в нем, по плечу так спеть хором песни, которые десятилетиями россияне слушали в авторском исполнении, что в новой "ипостаси" эти вещи обретают право на новую жизнь.

"Костяк" ансамбля "Песни нашего века" сложился вокруг корифеев жанра Виктора Берковского и Сергей Никитина. Они и стали художественными руководителями первых двух дисков проекта /работой над последним руководил один Берковский/. Первый диск был записан в 1998-м году, второй - в следующем и последний - в 2001-м. В работе над проектом участвовали Георгий Васильев и Алексей Иващенко, братья Мищуки и Константин Тарасов, Галина Хомчик и Дмитрий Богданов, Олег Митяев и Лидия Чебоксарова, Александр Мирзаян и Леонид Сергеев.

Успеху проекта в решающей степени способствовали строгий отбор музыкального материала для записи. По свидетельству инициаторов, "самым сложным в нашем предприятии был первый шаг - выбор песен. Мы голосовали, считали голоса, спорили до хрипоты, привлекали к обсуждению друзей, знатоков, снова голосовали..." После долгих дискуссий достойной для записи была определена песня, которая: имела "стаж популярности", то есть пелась в компаниях как минимум 15-20, а лучше - все 40 лет; чтобы при этом она не отстала от времени и была бы общечеловеческой по содержанию; чтобы она пробуждала желание подпеть, легко пелась хором, была простой, мелодичной и не надоедала при многократном прослушивании; чтобы она оставалась бардовской по духу.

При таком жестком подходе у "однодневок" не оставалось шанса пройти через "сито" отбора. Были определены песни, авторам которых есть что сказать слушателю, песни, которые объединяют, несут добро. Среди авторов музыки и слов 56 "Песен нашего века" - Окуджава и Визбор, Дулов и Городницкий, Якушева и Никитин, Клячкин и Ким, Берковский и Егоров, Матвеева и Сухарев, многие-многие другие. Велики заслуги в реализации проекта продюсерской фирмы "Ай-Ви-Си", директоров проекта Дмитрий Богачева и сменившей его Елены Булочниковой.

Успех "Песен нашего века" превзошел все ожидания. И коммерческие /по рейтингу продаж диски находились среди лидеров российского рынка/, и творческие. Бардовская, авторская, самодеятельная песня - это разные названия одного и того же культурного феномена, зародившегося в СССР в постсталинскую эпоху 60-х. Возник жанр не на пустом месте: перефразируя классика, можно с полным правом утверждать - авторская песня "вышла" из знаменитой "Бригантины". Главная особенность жанра в том, что он возник и развивался "в стороне" от официального искусства, вопреки и в противовес официозу, как народное творчество. Авторскую песню изначально отличали негромкий лиризм интонации, искренность, стремление обращаться к простым чувствам людей. В ней была неподвластная тоталитаризму внутренняя свобода. У жанра много "мест рождения" - крохотные кухни "хрущоб" и студенческие общежития, костры туристов и палатки геологов. Там человек оставался наедине с тем, что для него действительно ценно - с друзьями, с природой, со своими размышлениями.

Песни бардов помогали многим не только жить - выживать, убеждая, что за суетой буден есть что-то высокое, вечное, неподвластное ни "уму, чести и совести нашей эпохи", ни всепроникающему ханжеству. Они стали своего рода способом общения, паролем вроде бортового устройства самолетов "свой-чужой".

Демократизм авторской песни отнюдь не означает упрощенность. Как отметил в беседе со мной ветеран жанра Александр Дулов, автор музыки знаменитого "Хромого короля", нежно-лиричной "Ну, пожалуйста", новое поколение бардов активно развивает авторскую песню, обогащая ее элементами джаза, фолка, рока.

Времена изменились. Сейчас авторская песня, в отличие от других песенных жанров, ориентированных на определенные группы людей, обращена к слушателям разных возрастов, профессий, социального положения. При всей своей народности авторская песня по происхождению - явление интеллигентское. Не случайно среди ведущих бардов много ученых. Так, Александр Городницкий - видный геофизик, член-корреспондент РАН и академик РАЕН, Виктор Берковский - профессор-металлург, Сергей Никитин - кандидат физико-математических наук, Дмитрий Сухарев - микробиолог.

Работа над проектом завершена - авторская песня продолжается. Cимволично, что концерты ансамбля, сложившегося в ходе работы над "Песнями нашего века", завершаются "всеобщим" исполнением: на сцене поют барды, а в зале - слушатели. Как образно высказался по этому поводу Георгий Васильев, "нация существует, когда людям есть, что петь вместе".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала