Рейтинг@Mail.ru
Какой образ будущего обсуждается сегодня в России? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какой образ будущего обсуждается сегодня в России?

Читать ria.ru в
Почему в российском обществе вновь так много говорят о будущем, и есть ли оно у России? Свои версии ответов на эти вопросы предлагает член Зиновьевского клуба Павел Родькин.

Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Отсутствие "образа будущего", дауншифтерство постоянно присутствуют в риторике отечественных глобалистов, западников и неолибералов на самых разных уровнях.

Проблема будущего, действительно является чрезвычайно важной, ведь как только советское общество потеряло веру в будущее, демонтажу подверглось настоящее, разрушился и сам СССР.

Стоит ли современной России и теперь бросаться за очередными вожделенными виртуальными, но гораздо более привлекательными для общества "фантиками"? Какова реальная цена новой сделки, а главное, что это за будущее?

В их будущем нет места нашему прошлому

Сила мифа о тотальном отставании России в сфере научно-технического прогресса, основе будущего для любого развитого общества, — в системном удалении и забвении всех достижений прошлого. Общество, лишенное точек опоры, не может быть самостоятельным субъектом ни конструирования, ни планирования собственной истории.

Чтобы войти в светлое будущее, которое местами, как уверяют, уже наступило на Западе, от России требуют решительного отказа от собственного прошлого. Политика забвения носит самые разные формы: от стирания надписи "СССР" на шлеме Юрия Гагарина или подбора фотографий без этой надписи на рекламе по случаю Дня космонавтики до уничтожения архивов.

Всероссийская акция Библионочь в городах России
Филиппов: библиотеки становятся центром интеллектуального развития
Например, к 1991 году были потеряны библиотеки всех 15 филиалов Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), что составило до 80% фонда уникальной проектной документации и исследований института. Эта "тихая" трагедия, сопоставимая с безвозвратными утратами из-за пожара в Институте научной информации по общественным наукам (НИОН), позволяет утверждать, например, что в России нет и не было промышленного дизайна, и мы не можем претендовать на влияние в этой сфере, связываемой опять же с будущим.

Провал 1990-х оказался настолько катастрофическим, а политика деиндустриализации и деинтеллектуализации настолько последовательной, что страна лишилась целых собственных отраслей производства и экономики. Что же предлагается делать идеологам нового, идеологически правильного будущего теперь?

Билет в будущее оплачивается признанием собственной цивилизационной неполноценности и заполнением пустоты глобалистскими стандартами жизни и игрушками общества потребления. Парадоксально, но бренд будущего оказывается главным идеологическим могильщиком реального прогресса.

Монополия на будущее как инструмент глобальной конкуренции

Принципиальной позицией российских глобалистов, широко представленных в политическом классе, является отказ собственного проекта будущего и научно-технической и гуманитарной базы его реализации. Не самый худший вариант, если при этом за образец берется реальная Силиконовая долина, а не пиар-проекты условного Илона Маска, содержательно и концептуально вторичные и устарелые по сравнению с наработками и возможностями советских ученых и конструкторов.

Не так страшны изменения сознания массового потребителя в этом направлении; но аналогичные изменения в сознании элиты самым непосредственным образом угрожает будущему развитию общества. Если, конечно, речь не идет о ее сознательном цивилизационном выборе.

Современный империализм в форме глобализма — это монополия на будущее, в которое попадут далеко не все, и только в выравненном под жесткую стандартизацию виде.

Согласно базовой метафоре Томаса Фридмана, мир в эпоху третьей стадии глобализации стал плоским (то есть открывающим возможность индивидуумам и небольшим группам людей сотрудничать и конкурировать на всем пространстве мирового рынка — Ред.). Вот только это уплощение с самого начала не происходит "естественным" и добровольным путем.

Пожалуй, главной инновацией плоского мира является технология манипуляции массовым сознанием: деиндустриализация навязывается именно как прогрессивный образ будущего, в котором все традиционные формы суверенности должны быть заменены технологиями управления. Отказ от базовых форм развития традиционного общества, таким образом, объявляется не поражением, а шагом вперед.

Такое внимание будущему не удивительно, для бизнеса будущее является ходовым товаром, который хорошо продается со времени подъема и энтузиазма 1960-70-х годов.

Для элиты западного сверхобщества будущее стало оружием в борьбе с альтернативными ветвями социальной эволюции человечества: со времени разрушения СССР однополярной стала не только геополитика, но и само представление о будущем.

Наше постчеловеческое будущее?

Отсутствие образа будущего (и будущего как такового), которым так настойчиво попрекается российское общество, является элементом давления и наказания за попытку вернуться в реальную историю, которую Россия совершила в 2014 году. Будущее — чрезвычайно мощный и притягательный образ, по силе воздействия превосходящий всю политическую конъюнктуру. Тем серьезнее необходимо относиться к призывам некритического следования всем новым реальностям.

Здание  Гиперкуба на территории иннограда Сколково. Архивное фото
Корейский эксперт: Сеулу стоит обратить внимание на возможности "Сколково"
Бренд будущего является идеологическим аватаром подчинения глобальному центру сверхвласти, окончательно сформировавшемуся во второй половине ХХ века в западном обществе. Содержанием этого будущего является постчеловеский мир, "наше постчеловеческое будущее", как его называет в одноименной книге Френсис Фукуяма, провозгласивший в свое время конец истории; последний человек — это постчеловек.

Это, действительно, совершенно новый мир, в котором нет и не предусмотрено человека как субъекта истории. Это мир, где человек полностью лишен своей социальной, культурной, религиозной идентичности, и может быть лишен человеческого образа. Это мир будущего, находящегося под тотальным сетевым управлением, но при этом категорически отрицающий и не сознающий свою антиутопическую и инфернальную сущность.

И здесь возникает, пожалуй, еще не заданный и идеологически не осмысленный вопрос: а нужно ли нам такое будущее? Может быть, наше спасение как самостоятельной и уникальной цивилизации и заключается в том, чтобы мы от него отказались?

Но для того, чтобы сопротивляться наступающему будущему, проект которого спланирован и реализуется, нужна научно-техническая и интеллектуальная база. В противном случае о том, что Россия не вписалась в будущее, будут говорить с тем же холодным равнодушием, как когда-то говорилось про миллионы людей, не вписавшихся в рынок.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала