Рейтинг@Mail.ru
Нидерланды станут председателем Совета ЕС на полгода - РИА Новости, 01.01.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нидерланды станут председателем Совета ЕС на полгода

Читать ria.ru в
Амстердаму на этом посту предстоит добиться выполнения ранее принятых ответных мер на миграционный кризис и обеспечить консенсус по непростым внешнеполитическим решениям.

БРЮССЕЛЬ, 1 янв – РИА Новости, Владимир Добровольский, Мария Князева. Нидерланды с 1 января на полгода возглавят Совет ЕС — орган, заседающий на уровне министров стран-членов, им предстоит добиться выполнения ранее принятых ответных мер на миграционный кризис, укрепления внешних границ Евросоюза и обеспечить консенсус по непростым внешнеполитическим решениям, в частности, по судьбе антироссийских санкций.

Председатель Совета ЕС меняется каждые полгода – Нидерланды сменят в этом качестве Люксембург, а за ними последует Словакия. Временный глава совета министров обеспечивает процедуру законотворчества, следит за исполнением ранее обозначенной повестки ЕС и компромиссом между странами-членами, а потому должен занимать нейтральную позицию по ряду спорных вопросов. Нидерланды будут председательствовать на заседаниях постпредов стран-членов ЕС и министерских встречах, кроме Совета ЕС по иностранным делам, где эта роль отводится главе европейской дипломатии.

Миграция: пряник и щит

Одним из сложнейших вопросов, с которым придется столкнуться новому председательству, станет ответ на миграционный кризис, который европейские руководители считают крупнейшим со Второй мировой войны. За время люксембургского председательства ЕС принял ряд решений в этой связи, которые, однако, до сих пор достаточно посредственно выполняются.

Евросоюз по предложению Еврокомиссии реализует на разовой основе две программы: по переселению в Евросоюз беженцев из третьих стран и по перемещению из одних государств ЕС в другие тех, кто уже прибыл на территорию союза. В середине сентября министры внутренних дел согласовали перемещение 40 тысяч человек из Греции и Италии, а 22 сентября большинством голосов на встрече глав МВД было принято решение расселить по 23 странам-членам Евросоюза дополнительно 120 тысяч беженцев, уже прибывших в ЕС. Однако, по данным ЕК на 22 декабря, до сих пор откликнулись только 17 стран-членов, которые готовы предоставить для беженцев около 4,2 тысячи мест из требуемых 160 тысяч.

Кроме того, катастрофически не хватает средств в фондах Евросоюза, призванных финансировать программы помощи Африке и сирийским беженцам, оказавшимся в соседних странах, а также для финансовой поддержки Всемирной продовольственной организации ООН и в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. ЕС предполагает, что обеспечение лучших условий жизни людей в странах происхождения и лагерях беженцев снизит их стремление перебраться в Европу. Предполагается, что страны-члены выделят в эти фонды до 2,8 миллиарда евро, тогда как на 22 декабря был обещан вклад лишь 575 миллионов евро.

Основой миграционной стратегии ЕС стало также создание пунктов по приему мигрантов в Италии и Греции, которые призваны отличить беженцев от экономических мигрантов и, в свете последних событий, террористов, и предоставить первым право на убежище, а других выдворить за пределы Евросоюза или же передать органам правосудия. Однако до сих пор было создано лишь по одному такому центру в Италии и Греции, и они не в состоянии справиться с потоком прибывающих мигрантов.

Одним из основных элементов борьбы с миграционных кризисом стал также совместный план действий ЕС и Турции, согласованный на саммите ЕС-Турция 29 ноября. Он предполагает помощь Анкары в перекрытии каналов нелегальной миграции в ЕС в ответ на финансовые вливания со стороны Евросоюза, пообещавшего 3 миллиарда евро на лучшие условия для находящихся в Турции беженцев, а также активизацию переговоров по безвизовому режиму и вступлению Турции в ЕС. На последнем саммите ЕС, состоявшемся 17-18 декабря, было заявлено, что оценку выполнению плана давать слишком рано.

Охрана границ и борьба с терроризмом

Во время председательства Люксембурга по следам терактов в Париже были приняты серьезные решения в сфере охраны границ Евросоюза. В частности, Совет ЕС и Европарламент согласовали директиву об обмене данными авиапассажиров рейсов, влетающих и вылетающих из ЕС, а также внутриевропейских перелетов. Теперь ее должен окончательно одобрить Европарламент на пленарной сессии в начале 2016 года.

Однако ряд важных изменений в европейское законодательство пока не согласованы. В середине декабря ЕК, ранее получившая соответствующее поручение от Совета ЕС, предложила внести поправку в Шенгенский кодекс о границах, предусматривающую проведение систематических проверок по базам данных всех лиц, в том числе граждан стран ЕС, пересекающих внешние границы Евросоюза.

Еще одно предложение Еврокомиссии менее компромиссное и, хотя его поддержали крупнейшие страны ЕС – Франция и Германия, продолжает оставаться предметом споров. Речь идет о создании европейского агентства пограничной службы и береговой охраны. Его численность составит 1,5 тысячи пограничников, которые будут готовы к дислокации в течение 72 часов. Агентство будут наделено полномочиями по репатриации нелегальных мигрантов. ЕК также предложила дать ей возможность инициировать направление сотрудников службы в страну, столкнувшуюся с проблемами в охране границ. Это положение стратегии является наиболее проблемным, поскольку грозит нарушить суверенное право стран-членов на пограничный контроль. Лидеры стран-членов ЕС 18 декабря постановили, что решение по этому предложению ЕК будет принято в первой половине 2016 года.

Европейские дипломаты полагают, что Совет ЕС будет рассматривать предложения ЕК по охране границ и миграции в комплексе и до того, как принимать решение о погранслужбе и поправках в Шенген, намерен изучить еще не озвученные планы по реформе "дублинской" системы по приему беженцев, которая блокирует мигрантов в стране въезда. Предполагалось, что предложения будут обнародованы в марте 2016 года, однако ЕК ускорила их подготовку.

В рамках борьбы с терроризмом Еврокомиссия также намерена в ближайшие сроки представить подробные предложения по борьбе с его финансированием, которые включат отслеживание конвертации виртуальных валют в реальные, проверки при выдаче предоплаченных банковских карт и лучший обмен разведывательной информацией. Если предложения будут представлены в первой половине года, то поиск единой позиции по этому вопросу также станет задачей Нидерландов.

Сами Нидерланды, презентовав свою повестку в специальном коммюнике, отметили, что намерены сконцентрироваться не только на прогрессе в реализации пакета мер по охране границ ЕС, но и на кибербезопасности и борьбе с киберпреступностью.

Антироссийские санкции

На долю голландского президентства выпадет и решение санкционных вопросов в отношении России.

Секторальные санкции ЕС, увязанные с исполнением минских договоренностей по Украине, действуют до 31 июля 2016 года. Они были продлены на полгода в середине декабря 2015 года. При этом история с их пролонгацией оказалась весьма интересной.

Имплементация минских соглашений обстоятельно не обсуждалась на высоком уровне в ЕС как минимум пару месяцев, несмотря на то, что работа по пролонгации антироссийских экономических санкций в структурах союза велась. Непосредственно перед принятием решения о пролонгации в Брюсселе прозвучали заявления о том, что необходимо детальное обсуждение исполнения "Минска-2", а также и о том, что возможны смягчающие решения по санкциям или дискуссия об этом в случае прогресса в выполнении минских договоренностей. Однако дискуссии на высоком уровне по "Минску-2", судя по заявлениям еврочиновников, так и не случилось, а ЕС все же решил продлить санкции, причем весьма заранее — за полтора месяца до истечения их срока действия.

Таким образом, исходя из практики ЕС, рассмотрение очередного решения по секторальным санкциям может прийтись как раз на президентство в Нидерландов в Совете министров.

Кроме того, у ЕС есть еще два вида санкций, касающихся России, которые истекают в период наступающего нидерландского президентства.

Евросоюз в июне 2015 года принял решение о продлении своих экономических санкций против Крыма и Севастополя до 23 июня 2016 года.

Кроме того, в сентябре 2015 года Евросоюз продлил до 15 марта 2016 года индивидуальные санкции, направленные на "противодействие угрозам территориальной целостности и независимости Украины". Речь идет о замораживании активов и запрете на поездки в ЕС в отношении 149 лиц и 37 юридических лиц, в числе которых — российские бизнесмены и официальные лица, а также представители ополчения и руководства самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

Безвизовый марафон

На время председательства Нидерландов в Совете ЕС придется и рассмотрение деликатного вопроса – предоставления безвизового режима гражданам Украины и Грузии. Еврокомиссия 18 декабря заявила, что эти страны выполнили все условия для перехода к безвизовому режиму. Причем, если в докладе по Грузии отмечается выполнение всех пунктов, то Украине, в частности, по проблематике борьбы с коррупцией засчитали взятые обязательства, а не окончательное урегулирование вопроса. Вместе с тем, ЕК сообщила, что в начале 2016 года представит предложения по изменению соответствующего регламента ЕС, чтобы внести Украину и Грузию в список государств, граждане которых могут въезжать в ЕС без виз сроком до трех месяцев. При этом в ЕК заявили, что отмена виз для граждан этих стран при въезде в ЕС не распространится на тех, кто едет на заработки.

Презентуя доклад Еврокомиссии, еврокомиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос заявил, что до окончательной отмены виз пройдет несколько месяцев: от трех до шести – семи. В свою очередь, посол ЕС в РФ Вигаудас Ушацкас сообщил, что в Евросоюзе ожидают введения безвизового режима с Украиной и Грузией во второй половине 2016 года.

По опыту Молдавии, которая ранее прошла аналогичную процедуру визовой либерализации, с публикации доклада Еврокомиссии до вступления в силу безвизового режима проходит полгода. Сначала предложение ЕК поступит на рассмотрение Европарламента, где оно будет вынесено на голосование профильного комитета и пленарной сессии. После одобрения Европарламентом настанет очередь Совета (министров) ЕС, где, вероятно, на тот момент еще будут председательствовать Нидерланды. Председателю придется поработать надо консенсусом в Евросоюзе и в этом непростом вопросе.

Если Совет ЕС согласится внести Украину и Грузию в список стран, в отношении которых действует безвизовый режим, предстоит внести изменения в соответствующий регламент Евросоюза. После одобрения Европарламентом и Советом ЕС регламент будет опубликован в Официальном журнале ЕС.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала