Рейтинг@Mail.ru
От Перепелицы до Маэстро: 7 героев Леонида Быкова - РИА Новости, 12.12.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От Перепелицы до Маэстро: 7 героев Леонида Быкова

© РИА Новости | Перейти в медиабанкЛеонид Быков в кинофильме "В бой идут одни старики"
Леонид Быков в кинофильме В бой идут одни старики
Читать ria.ru в
12 декабря исполняется 85 лет со дня рождения Леонида Быкова. О его главных ролях — в материале проекта Weekend.

Наталия Григорьева

85 лет исполняется со дня рождения советского актера, режиссера и сценариста Леонида Быкова. Будущий артист родился в Донецкой области и с детства мечтал о карьере вовсе не в кино, а в авиации. Однако стать летчиком Быкову было не суждено — из-за маленького роста его отчислили из летной школы, зато приняли в театральный институт в Харькове, который он закончил в 1951 году. Дебют в кино состоялся уже в 53-м в фильме "Судьба Марины", а всего на счету Быкова, который трагически погиб в автомобильной катастрофе в возрасте 50 лет, более 20 ролей и 5 режиссерских работ. О важнейших из них и самых любимых зрителями — в материале проекта Weekend.

"Укротительница тигров"(1954)

Дебют Леонида Быкова в "Судьбе Марины" был настолько удачным, что следующее предложение не заставило себя ждать. Через год на экраны вышла картина "Укротительница тигров" — комедия Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского, в которой Быкову досталась роль Пети Мокина, моряка, безответно влюбленного в главную героиню Лену. Ее, работницу цирка, мечтающую о карьере дрессировщицы, сыграла начинающая актриса Людмила Касаткина, а ее возлюбленного, мотогонщика Федора Ермолаева — Павел Кадочников. Фильм имел огромный успех у зрителей, а роль Пети Мокина — трепетного юноши с огромным букетом цветов, переживающего все муки первой несчастной любви — принесла Леониду Быкову поистине народную славу.

© Ленфильм (1954)Кадр из фильма "Укротительница тигров"
Кадр из фильма Укротительница тигров

"Максим Перепелица"(1955)

Одновременно со съемками в "Укротительнице" Быков работал над фильмом, который вышел на год позже и в котором он исполнил свою первую главную роль. Несмотря на то, что в целом картина Анатолия Граника про веселого деревенского балагура, призванного на армейскую службу для перевоспитания, не имела такого же успеха, как "Судьба Марины" или "Укротительница тигров", роль Максима в каком-то смысле стала визитной карточкой Леонида Быкова. Здесь в полной мере раскрылся комедийный талант актера, который едва заметными движениями и парой реплик мог рассмешить или, наоборот, растрогать зрителя, вызвать сочувствие и симпатию. А постепенное превращение мальчишки-проказника в смелого и серьезного юношу — Максим в исполнении Быкова словно взрослеет на глазах у зрителя, меняется не только поведение, но и взгляд — ставит картину в один ряд с лучшими образцами кинематографических "романов взросления".

"Дорогой мой человек" и "Добровольцы" (1958)

К концу 50-х предложения о работе в кино поступали к Быкову одно за другим, однако все предлагаемые роли в той или иной степени были вариациями образа Перепелицы — весельчака и проказника — тогда как самому актеру хотелось попробовать себя и в других амплуа. В 58-м году на экраны выходит картина Иосифа Хейфеца "Дорогой мой человек" по сценарию Юрия Германа, написавшего три романа о судьбе доктора Владимира Устименко — его в фильме сыграл Алексей Баталов. С героем Быкова — Сашей Богатыревым — они встречаются во второй части картины, действие которой происходит во время войны, в палате полевого госпиталя. Эта эпизодическая роль позволила Быкову, наконец-то, показать себя в отличном от уже сложившегося образе и в качестве не только комедийного, но и серьезного драматического актера.

Кадр из фильма Дорогой мой человек
Читайте биографию Леонида Быкова в справке РИА Новости

В этом же году появился и фильм Юрия Егорова "Добровольцы", в котором Быков сыграл одну из главных и одну из лучших своих ролей — комсомольца, метростроевца и героя войны Алеши Акишина. Вместе с друзьями — Кайтановым (Михаил Ульянов), Уфимцевым (Петр Щербаков), Лелей (Элина Быстрицкая) и Машей (Людмила Крылова) — Алеша сначала строит метро, совершая юношеский и романтичный подвиг на самых трудных и опасных участках дороги. А во время войны, которая разлучает приятелей, подвиг Акишина, повзрослевшего, но все такого же отчаянного и смелого, становится уже героическим — он погибает, спасая товарища на тонущей подводной лодке. И вновь, как и в "Укротительнице тигров", его герой безответно влюблен — это чувство, пронесенное им через всю недолгую жизнь, и признание, произнесенное за мгновение до смерти, наполнено грустью, но светлой и пронзительной.

© РИА Новости / Евгений Комаров | Перейти в медиабанкСъемки фильма "Добровольцы". В роли Алеши Акишина актер Леонид Быков (справа)
Съемки фильма Добровольцы. В роли Алеши Акишина актер Леонид Быков (справа)

"Алешкина любовь" (1960)

А вот история молодого геолога Алешки, которого Леонид Быков сыграл в картине Семена Туманова и Георгия Щукина, удивительным образом перекликается с историей Максима Перепелицы — герой фильма "Алешкина любовь" также взрослеет и учится ответственности по ходу действия. Разница в том, что Алешка — вовсе не балагур, а, напротив, робкий, молчаливый юноша, над которым, пусть по-доброму, но подсмеиваются старшие коллеги-геологи. Пока однажды не замечают, как настойчиво и благородно — и пусть также молчаливо — этот мальчишка покоряет сердце любимой девушки. Он проходит километры, чтобы увидеть свою Зину, чтобы поздороваться с ней, не думая о том, что говорят за спиной и что подумают о нем.

"В бой идут одни "старики" (1973)

Впервые в режиссерском кресле Леонид Быков оказался еще в 1961 году, сняв короткометражку "Как веревочка ни вьется". В 1964 году вышел первый полнометражный фильм Быкова "Зайчик" — комедия о злоключениях театрального гримера, а в 1971-м — телевизионная лента "Где вы, рыцари?" о любовном треугольнике и настоящей дуэли на рапирах. Однако настоящий успех к Быкову-режиссеру пришел в 1973 с фильмом "В бой идут одни "старики" — основанная на реальных событиях и биографиях история о летчиках-истребителях Великой Отечественной войны. Исполнив мечту детства, Быков, пусть не в жизни, но хотя бы в кино, сел за штурвал самолета, исполнив роль командира "поющей" эскадрильи капитана Титаренко по прозвищу "Маэстро". Он же является и автором сценария картины, который поначалу был отвергнут чиновниками Госкино, но после того, как Быков начал зачитывать отдельные куски материла во время гастролей, а на студию Довженко начали приходить письма от восторженных зрителей — в том числе и ветеранов войны — картине дали, наконец, "зеленый свет". В 1974 году лента стала лидером проката — в СССР фильм посмотрели более 44 миллионов человек — а многие остроумные и поэтичные фразы, произнесенные героями, разошлись на цитаты, например, "Арфы нет, возьмите бубен" или "Пилотом можешь ты не быть, но музыкантом быть обязан".

© РИА Новости | Перейти в медиабанкКадр из кинофильма "В бой идут одни старики"
Кадр из кинофильма В бой идут одни старики

"Аты-быты, шли солдаты…" (1976)

Последняя и актерская, и режиссерская работа Леонида Быкова вышла на экраны за три года до его трагической гибели. Действие этой военной драмы разворачивается одновременно в середине 70-х и весной 44-го года, когда взвод молодых солдат, ценой своей жизни, остановил наступление колонны немецких танков. Спустя 30 лет после окончания войны дети погибших тогда героев собираются на месте, где проходил бой. Быков исполнил одну из главных ролей — веселого и смешливого ефрейтора Святкина, одного из опытных фронтовиков, попавших во взвод к молодым бойцам. В ночь перед решающим боем он отмечает день рождения своего сына, который спустя три десятилетия будет одним из тех, кто приедет почтить память отца, которого он даже не успел запомнить.

© Студия Довженко (1976)Кадр из фильма "Аты-баты, шли солдаты..."
Кадр из фильма Аты-баты, шли солдаты...
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала