Идея найти своего читателя, свою аудиторию, которая сохранит преданность на долгие годы — заветная мечта любого писателя и издателя, и в особенности тех, кто специализируется на детской литературе. Покуда на горизонте очередного "Гарри Поттера", умудрившегося подсадить на волшебную сагу целое поколение юнцов, не наблюдается, то издатели "осваивают" более узкую аудиторию. По статистике девочки читают много больше мальчишек, а потому и книжек, ориентированных на юных барышень вышло довольно много. Изучала книжки о девичьих грезах и увлечениях Мария Ганиянц.
Про любовь
Лидия Чарская, актриса Александринки Лидия Чурилова, волею судьбы ставшая в дореволюционной России писательницей (надо же было матери-одиночке как-то зарабатывать на хлеб) в свое время была кумиром миллионов девочек по всей стране. Ее трогательные и незатейливые истории об институтках и гимназистках — первая книга "Записки маленькой гимназистки" была основана на ее школьных дневниках — очень быстро завоевали сердца барышень по всей стране.
Накануне первой мировой именно Чарская стояла на третьем месте по популярности среди детей, сразу после Пушкина и Гоголя.
После революции Чарскую перестали печатать, но ее книги — "Записки институтки" и "Княжна Джаваха" — зачитывались советскими девчонками до дыр. В то время, как осужденная советской властью Чарская буквально умирала от голода (в 1924 году ей пришлось уйти из театра), к ней со всей страны летели благодарственные письма поклонников, а влюбленные в ее творчество девчонки-соседки пытались хоть как-то прокормить одинокую писательницу, оставшуюся на склоне лет без поддержки.
Повесть "Особенная", которая вышла в издательстве "Энас-Книга", не столь хорошо известна широкому читателю, но в ней есть все то, ради чего стоит читать Чарскую в наше время — желание помощи бедным, неприязнь к пустым светским развлечениям и встреча с большой любовью.
В наши дни девочкам никак не пройти мимо книг Людмилы Петрушевской: ее сказку "Принцесса Белоножка, или кто любит, носит на руках" издали в "Астрель". Сказка трогательная, про любовь и со счастливым концом, но при этом непростая. После нее остается ощущение обиды на грубых и непонятливых принцев, без которых, впрочем, принцессам не выжить. Но лучше обижаться в сказке, чем в жизни. К тому же несомненным достоинством книги стали удивительные иллюстрации Кати Шумковой.
Про всякие шалости
В издательстве "Самокат" продолжают выпускать Роальда Даля. Его книги сентиментальны, но при этом очень ироничны, и конец зачастую непредсказуем. Среди самых известных работ Даля "Джеймс и гигантский персик" (James and the Giant Peach), "Бесподобный мистер Фокс" (Fantastic Mr Fox) и, конечно же, дважды экранизированная повесть "Чарли и шоколадная фабрика" (Charlie and the Chocolate Factory).
На сей раз опять вышла одна из самых знаменитых детских книжек — "Матильда" в переводе Елены Суриц. Иллюстрации сделал друг писателя Квентин Блейк, который в свое время получил за эти рисунки премию Андерсена — "Оскар" детской литературы. В книге рассказывается об очень умной и очень шаловливой девочке: в голове Матильды рождается нетривиальная мысль, что родителей и вообще взрослых (например, директрису школы жуткую мисс Таррабах), можно наказывать, что приводит к массе приключений.
О силе слабого пола, или о том, как надо ухаживать за мальчиками, и что из этого получится, повествует забавная книга-стихотворение "Джунгли на макушке" — результат творческого союза писателя, мастера фэнтези Нила Геймана и художника Дэйва Маккина. Книга вышла в издательстве "АСТ" в переводе Марины Бородицкой.
"Бонни, юная девица, Волосам моим дивится.
— Извините, — говорит,
— Но у вас ужасный вид:
Космы, волны, завитушки
— Просто джунгли на макушке!".
Про искусство
Сегодняшние девочки просто-таки обязательно должны разбираться не только в вопросах любви, красоты, моды, но и в искусстве. Для того, чтобы изучение искусства стало занимательной игрой, в издательстве Clever выпустили замечательную книгу Мари Селье "10 моих первых картин" в переводе Михаила Яснова.
Книжка сделана в виде загадок, ответами на которые являются шедевры мировой живописи. Достаточно лишь перевернуть страницу, чтобы увидеть отгадку, но лучше все же попробовать догадаться, кто скрывается за ширмой-страницей. В качестве подсказок — стихи и кусочек произведения. От "Джоконды" Леонардо остались одни глаза, от "Заклинательницы змей" Анри Руссо — кусочек заветного леса, а от "Звездной ночи" Ван Гога — загадочные светила.
Еще одно издание по теме — "Карты" — которое выпустило издательство Clever совместно с ЦСИ "Гараж", подойдет и мальчикам, и девочкам. В яркой коробочке содержится набор из 20-ти карточек: с одной стороны на них фото произведений современных художников (Анны Желудь, Валерия Кошлякова, Игоря Макаревича, Тимура Новикова и других), а с другой — задание. Здесь предлагается, например, выяснить, какими материалами пользовался художник (что в случае современного искусства не всегда очевидно), что за ребус спрятан в картине, понять, какое здание нарисовано и пр. А потом, естественно, сделать какое-нибудь произведение своими руками. Вот тут девочкам самое время звать на помощь мальчишек.