Рейтинг@Mail.ru
Амазонка авангарда Наталья Гончарова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Амазонка авангарда Наталья Гончарова

Читать ria.ru в
Художница Наталья Гончарова делала в живописи то, чего порой боялись ее коллеги-мужчины, решив вернуть искусству сильные эмоции, красочные, доступные и экспрессивные образы.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Художница Наталья Гончарова делала в живописи то, чего порой боялись ее коллеги-мужчины, решив вернуть искусству сильные эмоции, красочные, доступные и экспрессивные образы. Одна из "амазонок авангарда" и создателей современного искусства родилась 130 лет назад, 16 июня. В историю искусства она вошла как прима, одна из создательниц новой живописи со свежим, освобожденным от заскорузлых наслоений взглядом на действительность. Благодаря таким подвижницам впору переименовать историю - history - искусства в herstory, ее историю, уверяют феминистки. И они отчасти правы.

Революционерка искусства

В живописи и графике Гончарова взяла за основу лубочную, примитивистскую эстетику, и эта новая простота искусства (конечно, мнимая) производила на зрителей куда большее впечатление, чем картины, написанные в сложнейшей технике, с высоты многих веков искусства.

Самые известные ее работы - "Мытье холста", "Завтрак", "Испанки", иллюстрации ко многим литературным произведениям (к работам футуристов или к "Слову о полку Игореве"), театральные декорации и эскизы костюмов. Так, она оформила оперу "Золотой петушок" Николая Римского-Корсакова или балет "Жар-птица" Игоря Стравинского в антрепризе Сергея Дягилева - организатора "Русских сезонов" в Париже.

Гончарова отдала дань иконописи. В ее произведениях чувствуется влияние эстетики икон - их образности и экстатического настроя. Как вспоминала Марина Цветаева, Гончарова даже внешне напоминала "настоятельницу монастыря" - строгую, аскетичную, немногословную.

Художница часто играла двумя цветовыми ян и инь - черным и белым, изображала мир строгим, графичным и контрастным. Но мир ее живописи не был урбанистичным, подавляющим, жестким.

В пору урбанизма Гончарова не принимала "поэзию" города, его механистичность и искусственность. Она ратовала за надличное искусство, преодолевшее индивидуализм художников. "В век расцвета индивидуализма я разрушаю эту святая святых и прибежище ограниченных как несоответствующее современному строю жизни и будущему ее строю", - говорила художница.

Примерно такой же "надличной" логикой отчасти руководствовалась Фрида Кало - мексиканская Наталья Гончарова, мастер латиноамериканского лубка.

И у Гончаровой, и у Кало сложился супружеский и творческий дуэт с художниками. Наталья Гончарова была замужем за "отцом авангарда" Михаилом Ларионовым, проработала бок о бок с ним 60 лет. Фрида Кало была замужем за Диего Ривера.

Русский творческий союз оказался гармоничнее. Как говорила сама Гончарова, Ларионов был ее "рабочей совестью, камертоном". Говоря современным языком, у них было много совместных проектов. Супруги популяризировали искусство русских футуристов, устраивали их выставки - "Бубновый валет", "Мишень", "Ослиный хвост".

Взгляд амазонок авангарда на искусство был шире, чем у их коллег-мужчин. Часть художников чуралась прикладного искусства, не любила декоративности. Женщины-живописцы преодолевали эти предубеждения и демонстрировали таланты в разных областях. Так, русские амазонки расписывали ткань и фарфор, создавали новые виды и модели одежды. Как заметила Марина Цветаева, Наталья Гончарова работает "всегда, везде и во всех областях живописи".

Женщин-художниц не так уж мало

Пересмотр искусствоведения уместен, во всяком случае, с точки зрения гендерного "баланса". Еще жив миф о том, что талантливых женщин-живописцев крайне мало. Почти 40 лет назад вышла "История искусств" американского искусствоведа Хорста Вальдемара Дженсона - монография, которая фактически отрицала какой бы то ни было вклад женщин в живопись. В книге женщины-художницы вообще не упоминаются. Вполне традиционный взгляд на вещи, предполагающий, что слово "гений" применимо исключительно к мужчинам.

Между тем, еще задолго до того, как авангард провел "глобализацию" искусства, сделав его общемировым достоянием, а имена русских художниц Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Александры Экстер, Ольги Розановой, Надежды Удальцовой и Варвары Степановой стали известны на всех континентах, "женское" искусство уже вызывало мировой резонанс.

Взять, к примеру, русскую француженку, художницу Марию Башкирцеву, прославившуюся в Европе, или ее младшую коллегу Зинаиду Серебрякову.

Их царственных особ неплохой рисовальщицей была, например, жена Павла I, императрица Мария Федоровна. Она рисовала цветными карандашами, гуашью, акварелью, маслом.

Что до европейских художниц, то они были известны и в своем общем европейском доме, и в России. Речь не только о Луизе-Элизабет Виже-Лебрен - великолепной портретистке, некоторое время жившей и творившей в Петербурге, при дворе императрицы Екатерины П. В "женской" истории искусств значатся имена итальянки Артемизии Джентилески, немки Ангелики Кауфманн, француженок Аделаиды Лабиль-Гуарди, Мари-Виктории Лемон, Мари-Габриэль Капе, швейцарки Анны Васер. А вот еще небезызвестные имена - Сюзанна Валадон (мать постимпрессиониста Мориса Утрилло и любимая модель Пьера Огюста Ренуара), Берта Моризо, Мэри Кассат.

Историки искусства порой говорят, что женщины-художницы не совершали революций в содержании и стиле живописи. Если судить по салонным, академическим полотнам, это так. Однако салонное искусство по определению осторожно, канонично и консервативно. А если взглянуть на художниц авангарда, то они были воительницами, отчаянными амазонками, мужественными и убежденными.

Амазонки авангарда проложили путь феминисткам

При этом русские художницы, по сути, были далеки от феминизма. Они не чувствовали себя ущемленными в правах, не ощущали так называемого мужского шовинизма, творили и разрабатывали художественные теории с коллегами-мужчинами на равных.

Тем не менее, когда в 1999-2001 годах музеи Гуггенхайма провели выставку "Амазонки авангарда" в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке, искусство шести русских художниц было представлено как феминистское. И дело не только в том, что такой художественный продукт - "экзотическую" выставку - легче продать. Дело еще и в том, что русским амазонкам - Гончаровой, Экстер, Розановой, Поповой, Удальцовой и Степановой - наследовали настоящие феминистки, например, американки Джуди Чикаго и Мириам Шапиро.

В начале 1970-х Чикаго и Шапиро организовали в Калифорнии закрытую художественную школу для девочек, где обсуждались не только проблемы искусства, но и женская физиология и половые отношения. Показательна самая известная работа Джуди Чикаго - "Званый ужин", отчасти напоминающая по сюжету Тайную вечерю, но куда более физиологичная. На картине изображен стол и столовые приборы для знаменитых женщин, великих создательниц прекрасного. Вместо учеников Христа - персонажей Тайной вечери - подписи славных женских имен. И их половые признаки.

По сути, эта картина без комплексов и есть демонстративная, неформальная, женская история искусства. Она вопиет о несправедливости - "замалчивании" и непризнании женской живописи.

Наталья Гончарова умерла в 1962 году. В прошлом году на аукционе Christie's ее картина "Испанка" 1916 года ушла с молотка за 10,216 млн долларов, ненамного уступив полотну Пабло Пикассо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала