Рейтинг@Mail.ru
Двусторонние российско-украинские документы по Черноморскому флоту - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Двусторонние российско-украинские документы по Черноморскому флоту

Читать ria.ru в
21 апреля 2010 года президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали соглашение по продолжению базирования Черноморского флота РФ в Крыму после 2017 года.

Ликвидация Советского Союза породила между Россией и Украиной большое число спорных вопросов. Одним из них стал раздел Черноморского флота (ЧФ) СССР, который в 1991 году насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В состав флота входили две дивизии кораблей (противолодочных и десантных), одна дивизия подводных лодок, две дивизии авиации (истребительная и морской ракетоносной авиации), одна дивизия береговой обороны, десятки отдельных бригад, полков, батальонов, дивизионов, рот и батарей. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. Урегулирование проблемы Черноморского флота между Россией и Украиной заняло несколько лет.

28 мая 1997 года в Киеве (Украина) состоялось подписание итоговых межправительственных соглашений о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории.

Согласно Соглашению между РФ и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, воинские формирования должны были осуществлять свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством РФ, уважать суверенитет Украины, соблюдать ее законодательство и не допускать вмешательства во внутренние дела Украины. Органы государственной власти Украины должны были уважать статус воинских формирований, принимать необходимые и согласованные с их командованием меры, обеспечивающие безопасность личного состава, защиту прав собственности и сохранность имущества воинских формирований, не вмешиваться в их внутреннюю жизнь.

Содержание воинских формирований осуществлялось РФ. Средства, выделяемые из бюджета РФ для финансирования воинских формирований Черноморского флота РФ, не должны были облагаться подоходным налогом в Украине. Предприятия, организации и учреждения Черноморского флота РФ должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

Военные корабли и суда воинских формирований могли осуществлять плавание в территориальных водах Украины в целях захода (выхода) в порты Украины, в которых дислоцированы воинские формирования, только с предварительным уведомлением компетентных органов Украины.

Российская сторона не должна была иметь ядерного оружия в составе Черноморского флота, находящегося на территории Украины, а также обязалась принимать все необходимые меры в соответствии с законодательством Украины по сохранению экосистемы и предотвращению загрязнения в местах его дислокации.

Строительство в местах дислокации воинских формирований дорог, мостов, зданий и других объектов должно было осуществляться Россией после согласования с соответствующими органами Украины.

Для разрешения споров относительно толкования и применения Соглашения было оговорено создание Смешанной комиссии. В случае, если она не смогла бы разрешить переданный ей спор, он должен был разрешаться дипломатическим путем в возможно короткий срок.

Соглашением между правительством РФ и правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины, определялось, что Россия компенсирует Украине стоимость полученных от нее в ходе раздела Черноморского флота кораблей, судов и плавсредств, а также 50% стоимости кораблей, судов и плавсредств, исключенных из состава Черноморского флота с 3 августа 1992 года, на общую сумму 526,509 миллиона долларов в погашение государственного долга Украины перед РФ.

В документе говорится, что Украина передает России в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в Севастополе и Феодосийском порту. За использование Черноморским флотом РФ земельных участков и размещенных на них объектов, акватории бухт, радиочастотного ресурса, а также в качестве возмещения экологического ущерба, связанного с пребыванием флота на территории Украины, российская сторона, начиная с 1998 года, ежегодно должна была производить начисление сумм платежей, путем уменьшения равными долями государственного долга Украины перед РФ.

В Соглашении также предусматривалось, что Россия уменьшает сумму госдолга Украины на 200 миллионов долларов под компенсацию за расщепляющиеся материалы. Сумма ежегодно погашаемой части государственного долга Украины, согласно документу, составляла 97,75 миллиона долларов США.

Также Россия уплачивала Украине проценты по ставке Libor + 1% годовых для шестимесячных депозитов, которые начислялись с даты подписания соглашения до даты осуществления взаимозачетов. (Libor — ставка, по которой лондонские банки дают кредит друг другу для поддержания своей текущей ликвидности). Уплата процентов производилась ежеквартально путем проведения дополнительного взаимозачета в счет погашения государственного долга Украины перед РФ.

В Соглашении было оговорено, что после погашения Украиной государственного долга перед РФ арендная плата должна осуществляться российской стороной прямыми платежами. В случае просрочки этих платежей российская сторона должна была уплачивать Украине проценты по ставке Libor + 2% годовых для шестимесячных депозитов в долларах.

Соглашение должно было действовать до полного выполнения сторонами обязательств, вытекающих из него.

Согласно Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, Россия получила право на размещение в Севастополе российских флотских объектов: 31 испытательного центра, Гвардейского аэродрома, а также пунктов высокочастотной связи в Ялте и Судаке, склада ракетного топлива на станции Мамут и крымского военного санатория в Ялте. России достались 388 кораблей и судов (271 по договору и 117 по взаиморасчётам), Украине — 137.

В документе говорилось, что основная база Черноморского флота РФ находится в городе Севастополе, где размещаются его штаб и другие органы управления, а также воинские формирования. В Соглашении также было оговорено, что Россия может иметь на Украине не более 25 тысяч человек личного состава, включая около 2000 человек в морской пехоте и морской авиации наземного базирования, не больше 24 артиллерийских систем калибром более 100 миллиметров, 132 бронемашин. Боевые самолеты морской авиации наземного базирования Черноморского флота РФ, временно находящегося на территории Украины, не должны были превышать 22 единицы.

Россия не имела права увеличивать количество кораблей, вооружений и военной техники, а также общую численность личного состава в подразделениях флота, которые базируются на Украине.

Согласно соглашениям, за Россией остались три пункта базирования корабельного состава: Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия и временно Николаев, а также два основных аэродрома и два запасных. Местом дислокации береговых войск ЧФ России стал Севастополь. Бухта Стрелецкая могла использоваться флотами двух стран совместно.

Соглашения были заключены на 20 лет с момента подписания, т.е. до 28 мая 2017 года, с возможностью автоматического продления на последующие пятилетние периоды.

В 1999 году соглашения были ратифицированы Верховной радой Украины (24 марта) и Государственной думой РФ (18 июня). Документы вступили в силу 12 июля 1999 года.

16 июля 1999 года по итогам работы смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству было подписано Соглашение об использовании силами и средствами Черноморского флота РФ воздушного пространства над Украиной и над акваторией Черного моря.

Согласно документу, учения и проверки дежурных сил противовоздушной обороны Черноморского флота, связанные с использованием воздушного пространства Украины, должны были проводиться в соответствии с временным режимом и условиями, определяемыми Украинским центром планирования использования воздушного пространства Украины и регулирования воздушного движения, по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил Украины, без закрытия аэропортов Украины.

Россия должна была оплачивать аэронавигационное обслуживание сил и средств Черноморского флота в воздушном пространстве Украины. Основанием для расчетов являлась действующая на момент обслуживания единичная ставка сборов за аэронавигационное обслуживание, которая официально опубликовывается Украиной.

Документ вступил в силу 1 октября 1999 года.

После подписания документов политические споры вокруг флота не прекратились. Украинские националисты и примкнувшие к ним силы требовали скорейшего вывода российских кораблей из Севастополя, не желая и слышать о продлении аренды базы после 2017 года.

После прихода к власти на Украине в 2010 году Виктора Януковича ситуация изменилась. 21 апреля 2010 года президенты двух стран договорились о продлении пребывания ЧФ РФ в Крыму на 25 лет и подписали соответствующий документ.

Согласно Соглашению между РФ и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, арендная плата за пребывание ЧФ РФ, начиная с 28 мая 2017 года, должна была складываться из платежей России Украине в размере 100 миллионов долларов в год, а также из дополнительных средств, получаемых за счет снижения цены за газ, поставляемый на Украину. При цене в 333 доллара и выше за одну тысячу кубометров газа скидка должна была составить 100 долларов, при цене ниже 333 долларов скидка должна быть 30% от такой цены.

27 апреля 2010 года Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины синхронно ратифицировали Соглашение между РФ и Украиной о продлении пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Документ вступил в силу 14 мая 2010 года.

В конце ноября 2013 года на Украине разразился политический кризис. 22 февраля 2014 года в стране произошел насильственный захват власти. Ряд областей востока и юга Украины, а также Крым не признали новое руководство страны. В результате проведенного 16 марта 2014 года референдума о статусе Крыма, где более 96% избирателей высказались за вхождение республики в состав России, Крым стал частью РФ.

2 апреля 2014 года в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя президентом России Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины", которым прекращены действия соглашений между РФ и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года, по вопросам пребывания ЧФ РФ на территории Украины от 21 апреля 2010 года, а также Соглашения между правительством РФ и правительством Украины о взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины от 28 мая 1997 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала