Крупнейшая в мире железная дорога Транссибирская магистраль (Транссиб) была построена в 1891-1916 годах между Челябинском и Владивостоком и соединила европейскую и азиатскую части России.
Сегодня Транссибирская магистраль — мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тысяч километров, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением международного транспортного коридора №2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород).
На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза — в европейские страны.
Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ. По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
Общий объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали в международном сообщении в 2012 году составил 638 216 TEU (эквивалент 20-футового контейнера). В частности, в транзитном сообщении перевезено 102 094 TEU, в импортном — 280 407 TEU, в экспортном — 255 715 TEU.
В составе контейнерных поездов по Транссибу в 2012 году перевезено 286 085 TEU, в том числе в транзитном сообщении — 69 707 TEU, в импортном — 158 876 TEU, в экспортном — 57 тысяч 502 TEU.
Объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали в I квартале 2013 года увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 370 743 TEU. Во внутреннем сообщении по Транссибу перевезено 203 330 TEU, в международном — 167 413 TEU, в том числе в транзитном — 25 006 TEU, в импортном — 77 781 TEU, в экспортном — 64 627 TEU.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).
В настоящее время значительная часть грузопотоков в направлении восток — запад идет по морю. Доминирующее или почти монопольное положение морских перевозчиков на данном направлении не позволяет грузоотправителям рассчитывать на снижение транспортной составляющей в их расходах. В этой связи железнодорожные перевозки являются разумной экономической альтернативой перевозкам морским.
По сравнению с морским путем при перевозках по Транссибу сокращается время следования грузов более чем в два раза: время прохождения контейнерного поезда следованием из Китая в Финляндию через Транссибирскую магистраль составляет менее 10 суток, а время следования морским путем составляет 28 суток. При этом происходит сокращение до минимума числа перевалок груза, что уменьшает расходы грузовладельцев и предотвращает риск случайного повреждения грузов при перевалке.
Использование современных информационных технологий обеспечивает полный контроль за проследованием поездов по Транссибу и информирование клиентов в режиме реального времени о месте нахождения, следовании по всему маршруту, прибытии контейнера или груза в любой пункт России. При использовании технологии электронного декларирования грузов время для досмотра грузов сокращено с трех дней до 1,5 часов. Сервис Транссиба включает упрощенный порядок, согласно которому все контейнеры в контейнерном поезде следуют по одному транспортному документу — эта таможенная практика применяется при перевозках комплектующих из Южной Кореи на автосборочный завод в Таганроге.
На Транссибе используется усовершенствованная технология работы пунктов коммерческого осмотра (ПКО), которые оснащены современными средствами контроля состояния вагонов и контейнеров в поездах, а также мониторинг сохранности грузов в пути следования.
Правительством РФ и ОАО "РЖД" разработан и реализуется комплекс мер по дальнейшему увеличению транзитного потенциала всего транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, формируемого на основе Транссиба.
В соответствии со "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" планируется специализация Транссиба для пропуска специализированных контейнерных поездов и для пассажирского движения.
Для обеспечения скоростной доставки контейнеров от Дальневосточных портов к западным границам России был запущен проект "Транссиб за семь суток". В результате реализации проекта уже в 2012 году будет обеспечена реальная возможность доставки грузов от восточных до западных границ России за семь суток, а до 2015 года — за семь суток будет преодолеваться расстояние до Бреста.
В начале апреля 2013 года в РЖД сообщили о подготовке актуализированной Генеральной схемы развития сети железных дорог на период до 2020 года. Согласно документу, потребность в инвестициях в развитие и обновление инфраструктуры Дальневосточного региона по консервативному варианту оценивается в 562 миллиарда рублей, из которых РЖД до 2018 года инвестирует 302 миллиарда рублей. Реализация мероприятий по развитию БАМа и Транссиба, по данным компании, позволит обеспечить перевозку дополнительно 40 миллионов тонн грузов.
По итогам заседания госкомиссии по развитию Дальнего Востока 2 апреля 2013 года, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев признал целесообразным внесение 260 миллиардов рублей из федерального бюджета в уставный капитал ОАО "РЖД" в 2013-2017 годах на реализацию первоочередных проектов по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников