Рейтинг@Mail.ru
Биография Эдуарда Артемьева - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Биография Эдуарда Артемьева

Читать ria.ru в
30 ноября композитору Эдуарду Артемьеву исполняется 75 лет.

Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ композитор Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске.

Отец Эдуарда работал в разных городах страны, поэтому мальчик рос у дяди – хорового дирижера, профессора Московской консерватории Николая Демьянова.

В 1955 году Эдуард окончил Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова).

В 1960 году Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу Юрия Шапорина и Николая Сидельникова.

Сочинять музыку начал еще в хоровом училище под руководством композитора Мераба Парцхаладзе, организовавшего в училище факультативный курс композиции. В числе впечатлений, пробудивших тягу к сочинению, были поздние опусы русского композитора Александра Скрябина, произведения французского композитора Клода Дебюсси и русского композитора Игоря Стравинского.

Переломным моментом в судьбе Артемьева стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественной музыке родилось новое направление – направление электронной музыки.

В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся исследованием истории и теории электронной музыки, написав "Заметки об электронной музыке".

В 1966 году Артемьев стал работать в первой студии электронной музыки Евгения Мурзина.

Сочинения Эдуарда Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В этот период им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1960, дипломная работа), симфоническая сюита "Хороводы" (1960), сюита для женского хора и оркестра "Лубки" (1962), кантата "Вольные песни" (1967), одночастный концерт для альта (1961), музыка к пантомиме "За мертвыми душами" (1966).

В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы "В космосе", "Звездный ноктюрн" (1961), "Этюд" (1964), где найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект.

В своем этапном произведении "Мозаика" (1967) Артемьев пришел к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике, где тембры – "соноры" становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. "Мозаика" получила признание на фестивалях современной музыки в итальянских городах Флоренции (1968), Венеции (1969), французском Оранже (1970) и других городах.

В 1970-1980-е годы композитор написал симфонию "Семь врат в мир Сатори" для скрипки, рок группы и электронной фонограммы (1974); электронную рок композицию "Мираж" (1974); поэму для рок-ансамбля "Человек у огня" (1977); кантату "Ритуал" (1980, 1987 – новая редакция под названием "Ода доброму вестнику") на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве, вокально-инструментальный цикл "Тепло земли" (1981, оперная версия – 1988), три поэмы для сопрано и синтезатора (1982) – "Белый голубь", "Видение" и "Лето"; симфонию "Пилигримы" (1982).

 

В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных названием "Солярис", "Зеркало", "Сталкер".

Композиция Артемьева "Три взгляда на революцию", созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже 1989 года.

В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание" (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году.

Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.

В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Электронные эффекты, подчеркнутые "неземным" звучанием сначала использовались в фильмах о космосе. Первой картиной Артемьева стал фильм "Мечте навстречу" режиссеров Михаила Карюкова и Отара Коберидзе (1963).

Одновременно в 1960 е годы композитор создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов "Электроника" в Москве и "Советская космическая техника" в Лондоне (1962), которые были отмечены медалями.

В 1960-е годы Артемьев написал музыку к художественным фильмам "Арена" (1967), "Доктор Вера" (1967), "Урок литературы" (1968), "Встреча у старой мечети" (1969), "Каждый вечер в одиннадцать" (1969).

Эдуард Артемьев – автор музыки к советским детективам "Чисто английское убийство" (1974), "Сыщик" (1979), "ТАСС уполномочен заявить" (1984), "Соучастие в убийстве" (1985), "Визит к Минотавру" (1987), "Вход в лабиринт" (1989), "Палач" (1990), "Гений" (1991) и многим другим.

Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с известным режиссером Андреем Тарковским, которого привлекла аудиовизуальность и пространственность музыки Артемьева, его способность создавать обобщенные образы символы. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского – "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979), а также в спектакле "Гамлет", постановку которого режиссер осуществил в 1970-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр "Ленком").

Эдуард Артемьев написал музыку к фильмах режиссера Никиты Михалкова – "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Урга: Территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "Мама" (1999) и другим.

Сотрудничество с режиссером Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде" (1978), продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке" (1989), а также на студиях Голливуда в фильмах "Гомер и Эдди" (1989), "Ближний круг" (1991), мини сериале "Одиссей" (1997), в последних картинах режиссера "Дом дураков" (2002), "Глянец" (2007), "Щелкунчик и Крысиный король" 3D (2011).

Эдуард Артемьев также сотрудничал со многими известными российскими режиссерами, среди которых Вадим Абдрашитов, Денис Евстигнеев, Александр Прошкин, Самсон Самсонов, Александр Фокин, Павел Чухрай, Карен Шахназаров и другие.

Всего Артемьев написал музыку более чем к 170 кинофильмам.

Он является автором музыки более чем к 30 театральным постановкам. Среди театральных работ композитора музыка к спектаклям "Идиот" (1986) и "Статья" (1986), поставленным в Центральном академическом театре Российской армии; "Кресло" (1989) и "Платонов" (1994) – в Театре под руководством Табакова; "Приключения капитана Батса" (1989) – в Рязанском детском театре; "Преступление и наказание" (1999) в Санкт Петербургском театре современной оперы. Среди зарубежных спектаклей – "Механическое пианино" (1987) в Teatro di Roma и "Чайка" (1989) в парижском театре "Одеон".

Эдуард Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.

Он читал лекции для студентов композиторов Московской консерватории. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.

Член Союза композиторов России и Союза кинематографистов РФ.

Одно из последних сочинений композитора – симфоническая сюита "Алтайский сказ. Полет над временем", посвященная 75-летию Алтайского края, премьера которой состоялась в Национальном драматическом театре республики Алтай в сентябре 2012 года.

Творчество Эдуарда Артемьева было отмечено различными наградами. В 1999 году он был удостоен звания народный артист России.

Композитор является лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988) за фильм "Курьер", трех Государственных премий РФ в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы, "Урга", "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник". Композитор – обладатель трех кинематографических премий "Ника" (1995, 2000, 2006) за музыку к кинофильмам "Лимита", "Мама" и "Водитель для Веры", приза имени Микаэла Таривердиева фестиваля "Кинотавр" (1999) за лучшую музыку к фильму "Мама", специальной премии Московского международного кинофестиваля (2001).

В 2008 году за лучшую музыку к фильму он был удостоен премии "Ника" за фильм "12".

Эдуард Артемьев женат. Его супруга Изольда Артемьева – музыкант, преподавала в училище (ныне Академический музыкальный колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Сын Артемий – медиа-художник, композитор, работающий в жанре электронной, электроакустической и экспериментальной музыки.

У композитора двое внуков – Артемий и Екатерина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мелодия из к/ф "Раба любви". Автор музыки Эдуард Артемьев. Исполняет оркестр п/у Павла Овсянникова. Запись 1985 года.

Мелодия из к/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих". Автор музыки Эдуарт Артемьев. Запись 1975 года.

Валерий Леонтьев "Полет на дельтаплане". Музыка Эдуарда Артемьева, слова Николая Зиновьева. Запись 1983 года.

Предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала