Рейтинг@Mail.ru
Морские северные конвои союзников 1941-1945 гг. Справка - РИА Новости, 18.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Морские северные конвои союзников 1941-1945 гг. Справка

Читать ria.ru в

20 августа в Шотландии пройдет памятная церемония в честь 70-летия северных конвоев.

Северные (союзные) конвои 1941‑1945 гг. ‑ специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы 2‑й мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно.

В соответствии с обязательствами, принятыми на Московской конференции 1941 г., поставками по ленд‑лизу и другими соглашениями, США и Великобритания поставляли в северные порты СССР вооружение, военную технику и другие грузы. Возвращались суда из СССР со стратегическим сырьём и другими материалами.

Конвои формировались на базе Лох‑Ю (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль‑фьорд (Исландия). Маршруты их переходов пролегали в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях севернее или южнее острова Медвежий (в Норвежском море).

Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно‑морскими и военно‑воздушными базами. Переходы совершались за 10‑14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей.

В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманске.

До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя "Дервиш". Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51‑го.

Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне советского Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.

Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей: ближнего или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев, корветов и тральщиков (с начала 1943 года в его состав включали эскортный авианосец с противолодочными самолётами); мобильной группы, состоящей из 2-4 крейсеров, следовавших на расстоянии 30 ‑ 40 миль от каравана транспортов, задачей которой было отражение атак надводных кораблей противника; дальнего, действовавшего на расстоянии 150 ‑ 300 миль от каравана и состоявшего из одного линейного корабля, 2 ‑ 3 крейсеров и 3 ‑ 5 эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжёлых кораблей противника.

С 1942 г. более 50% торговых судов в конвоях были американскими.

Первый союзный конвой "Дервиш" (6 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика) прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты.

В 1941 г. Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не придавала серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимала активных боевых действий против них.

В первые полгода Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года свыше 40% поставок в СССР из‑за рубежа шло именно через северные порты.

В начале 1942 года немецкое командование осознало весь масштаб северных конвоев союзников. По приказу Гитлера на север была переброшена мощная группировка военных кораблей во главе с самым большим немецким линкором "Тирпицем". На море активировались действия фашистских подводных лодок. Немецкая авиация имела значительный перевес в воздухе, а маршруты конвоев в отдельных местах проходили всего в 10 минутах лета от аэродромов противника. В результате союзники начали нести потери. Сильным ударам с воздуха подвергались также Мурманск и Архангельск.

В июле 1942 года был разгромлен конвой PQ‑17. Вследствие плохой организации охранения потоплено 23 судна из 34. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из состава команд судов погибло 153 человека.

Советское командование увеличило количество авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Советские подводные лодки развертывались у вражеских баз и на вероятных путях перехода нем. крупных надводных кораблей.

В связи с возросшей угрозой конвоям и началом подготовки вторжения союзников во Французскую Северную Африку (операция "Торч") правительства США и Великобритании летом 1942 года приостановили отправку конвоев.

С марта по октябрь 1943 года с наступлением полярного дня конвои через северные моря вообще не проводились, и союзники доставляли оружие и имущество в Россию через Иран.

После потопления английскими кораблями в декабре 1943 года немецкого линкора "Шарнхорст" в Баренцевом море, германское командование отказалось от привлечения крупных надводных кораблей для борьбы с конвоями. Активность немецкого флота в Северной Атлантике резко уменьшилась. Тем не менее, США и Великобритания прекратили отправку конвоев в весенне‑летний период 1944 года, что было связано с подготовкой и началом операции "Оверлорд".
Всего в 1941-1945 гг. в советские порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северно флота для их защиты совершили 838 выходов в море.

Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в советские порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы.

В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления 8. Союзные и советские надводные корабли и палубная авиация, входившие в состав конвоев и сил прикрытия, а также базовая авиация, наносившая удары по пунктам базирования нем. кораблей, потопили 17 ПЛ, 2 линкора и 3 эсминца.

Всего за годы войны через Северный морской путь прошло около 22% грузов по ленд‑лизу.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. В 8 томах ‑2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала