Рейтинг@Mail.ru
Энди Уорхол. Биографическая справка - РИА Новости, 12.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Энди Уорхол. Биографическая справка

Читать ria.ru в

Автопортрет отца поп-арта Энди Уорхола, выполненный незадолго до кончины культового художника, будет выставлен в среду на торги аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке.

Американский художник, скульптор, дизайнер, кинорежиссер, издатель журналов, писатель, коллекционер, продюсер Энди Уорхол (Warhol Andy, настоящее имя Эндрю Вархола) родился 6 августа 1928 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США), в семье эмигрантов-русинов из деревни Микова, тогда находившейся в Австро-Венгрии, а в настоящее время в Стропковском районе северо-восточной Словакии.

Сведения о дате рождения Энди Уорхола весьма противоречивы. Разные источники указывают разные годы – 1927, 1928 и даже 1930, а также разные даты   6 августа и 28 сентября. Сам же художник датой своего рождения считал 6 августа 1928 г.
Родители эмигрировали в Америку еще до рождения троих своих детей.

Уорхол изучал коммерческое искусство в Институте технологии Карнеги (сейчас – Carnegie Mellon University) в Питтсбурге. В 1949 г., окончив институт (графический дизайн) и получив степень бакалавра искусств, он переехал в Нью-Йорк, где вначале работал художником – иллюстратором в разных журналах, в том числе Vogue и Harper"s Bazaar, оформлял витрины, делал открытки и плакаты. Успех принесли ему графические работы в области рекламы, особенно рисунки обуви для компании "И.Миллер".

Работа в коммерческой рекламе принесла Вархоле известность и изменила его имя. Однажды подпись под его рисунком была набрана неправильно и он решил оставить это написание имени и стал Энди Уорхолом.

В 1952 г. состоялась его первая выставка в Нью-Йорке, а в 1956 г. он получил почетный приз "Клуба художественных редакторов".

Первую половину 60-х гг. XX века Энди Уорхол занимался созданием карандашных рисунков, на которых были изображены долларовые банкноты. В 1960 г. он создал культовое произведение – бутылку кока-колы. В апреле 1961 г. в витрине нью-йоркского универмага Bonwit Teller появился его полиптих "Супермен", "Маленький король", "Попай", "До и после", "Рекламное объявление".

Следующий этап творчества художника был связан с овладением техникой шелкографии. В 1962 г. он начинает работать в технике шелкографии, сначала черно-белой, потом многоцветной с применением акриловых красок. Первая шелкография была посвящена бейсболу.

В 1962 г. Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены в кричащих цветах банки кока-колы и консервов, в том числе знаменитые изображения банки томатного супа "Кэмпбелл", ставшие визитной карточкой Энди Уорхола.

Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в кислотной манере портреты Мэрилин Монро, Лиз Тэйлор, Элвиса Пресли, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Отдельная, практически кичевая работа называлась "Губы Мерилин Монро".

В 1963 г. Уорхол открыл в центр Манхэттена студию, которую назвал "Фабрика". Студия была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по "массовому производству" портретов знаменитостей. Работы Энди Уорхола стали настоящим символом  коммерческого поп-арта и американской художественной культуры XX столетия.

Исследователи особо отмечают значительный вклад Энди Уорхола в кинематограф, журналистику и фотографию. Всю свою жизнь Энди посвятил художественной фотографии, ее обработке и "массовому" распространению. Искусствоведы отмечают такие его работы, как The Andy Warhol Museum, Christie’s, Picture Alliance, AP, Stern Magazine, Cinetext и многие другие.

В 1970-е гг. Уорхол приобрел "Полароид", начал самостоятельно фотографировать и потом переводить полученные фото на холст.

К этой серии относятся портрет матери (1974), портрет исследователя творчества Пикассо Джона Ричардсона, портрет галерейщика Лео Кастелли (все – шелкография), а также цветные гравюры (на основе собственноручно снятых фотографий) с изображениями Джейн Фонды (1982) и Ингрид Бергман (1983).

В 1963 г. Уорхол начал снимать фильмы, в основном немые, и на протяжении пяти лет (с 1963 по 1968 г.), во время которых Уорхол занимался "кинопроизводством", он создал несколько сотен фильмов, включая 472 трехминутные кинопробы или портреты персонажей, десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет), переходя от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам, по своей продолжительности напоминающим обычное кино.

Первый его фильм назывался "Поцелуй" и длился 50 минут, затем были фильмы "Танец",  "Стрижка", "Еда", "Сон".

В 1964 г. были созданы двухчасовой немой фильм  Batman Dracula и восьмичасовой немой фильм Empire, "13 самых красивых женщин" , "13 самых красивых мальчиков", "Питье", "Лицо",  "Одинокий ковбой" и др. В середине 1960-х гг. Уорхол перешел от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам (чаще всего эротического содержания), по продолжительности напоминающим обычное кино. В 1968 г. Уорхол вместе с Полом Морисси создал первый игровой фильм "Плоть".

3 июня 1968 г. психически неуравновешенная писательница, феминистка Валери Соланас, снявшаяся в его фильме "Я – мужчина", серьезно ранила его выстрелом из пистолета. После покушения Уорхол стал постоянно посещать ближайшую церковь, исповедоваться и причащаться.

Параллельно с экспериментами с любительским кино Уорхол продюсировал первую альтернативную рок-группу The Velvet Underground (Бархатный андеграунд), выступив продюсером нескольких альбомов этой группы и выполнив дизайн обложки их первого диска. С 1966 по 1968 г. он снял несколько фильмов с участием группы.

В 1966 г. Уорхол придумал для концертов группы мультимедийное световое шоу Exploding Plastic Inevitable (EPI) (Взрыв пластика как неизбежность), сочетавшее в себе многоэкранное проецирование фильмов, цветные лучи света, цветовые вспышки и т.д.

Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов таких как Sticky Fingers группы The Rolling Stones.

В 1968 г. был опубликован первый роман Уорхола "А", состоящий из записи обрывков телефонных разговоров на "Фабрике". В 1969 г. он основал журнал "Интервью" (inter/VIEW), который задал новый стиль репортажа о новостях культуры и создал особую доверительную манеру проведения интервью.

В 1970 г. Энди вернулся к живописи и создал, в частности, более двух тысяч портретов Мао, в 1984-1986 гг. он создал и картину "Карта СССР" с отмеченными местами сосредоточения ракет SS 11 и SS 20 (на этой же карте видна и территория Китая), а в 1986 г. – портрет Ленина.

В 1975 г. появилась книга  "Философия Энди Уорхола" (от Э до Ъ и обратно), в 1980 г. вышла книга "Попизм: Уорхол в 60-е". "Дневники Энди Уорхола" (The Andy Warhol Diaries) были изданы в 1989 г., уже после его смерти.

В 1980 г. Уорхол решил организовать собственное телевидение, разработал проект нового кабельного канала (Andy Warhol"s TV) и стал его директором.

В 1984-1986 гг. Уорхол возвращается и к темам раннего поп-арта и технике шелкографии: "Гамбургер", "Бифштекс за 99 центов", "Будь мужчиной с крепким телом".

На протяжении всей жизни Уорхол коллекционировал живопись, мебель, драгоценности, предметы декоративно-прикладного искусства. Пресытившись поп-культурой, в 1980-е гг. он стал покупать антиквариат и украшать свое жилище шедеврами классического искусства. После его смерти его коллекция была распродана на аукционах Сотбис.

Энди Уорхол умер в Нью-Йорке 22 февраля 1987 г. Братья перевезли тело художника в Питтсбург, где похоронили его на территории католической церкви византийского обряда (церковь Св.Духа).

Свое состояние, оценивающееся в 100 млн долларов, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям.

В 1989 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке посвятил  художнику полномасштабную ретроспективную выставку. 

В 1994 г. открылся Музей Уорхола в Питтсбурге, коллекция которого насчитывает 4 258 единиц хранения, в том числе 800 живописных работ, созданных в период с 1940-х до 1987 гг., ряд шелкографий, графических работ, фотографий и скульптур, кино и видеоработ.

Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на его работы. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов.

Жизнь художника описана в документальном фильме Чака Уоркмана "Сверхзвезда: Жизнь Энди Уорхола" (1990).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала