Рейтинг@Mail.ru
Михоэлс Соломон Михайлович. Биографическая справка - РИА Новости, 11.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Михоэлс Соломон Михайлович. Биографическая справка

Читать ria.ru в

16 марта исполняется 120 лет со дня рождения известного русского актера Соломона Михоэлса.

Артист, режиссер, педагог, народный артист СССР Соломон Михайлович Михоэлс (Шлиома Михелев Вовси) родился 4 (16) марта 1890 г. в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия) в патриархальной еврейской семье.

В 1905 г. поступил в Рижское реальное училище Фридриха Германа, в 1910 г. – в Киевский коммерческий институт, но так его и не окончил. В 1915 г. поступил на юридический факультет Петроградского университета, где проучился до 1918 г. и был принят в театральную студию Алексея Грановского.

Псевдоним «Михоэлс» был принят артистом в 1919 г. после первых спектаклей Еврейской театральной студии – «Слепых» Мориса Метерлинка, где он сыграл Первого слепорожденного, и «Греха» Шолома Аша (роль Старого еврея).

В 1919 г. Грановский поставил в числе других одноактных спектаклей пьесу Михоэлса «Строитель», в которой молодой автор сыграл роль Духа былого, и в том же году получил роль Уриеля Акосты в одноименной трагедии Карла Гуцкова.

В 1920 г. студия переехала в Москву и 1 января 1921 г. показала свой первый спектакль – «Вечер» Шолом-Алейхема (Михоэлс играл Менахема-Менделя в «Агентах» и Алтера в «Мазлтов»).

В том же 1921 г. Михоэлс сыграл одну из прославивших его ролей – Шапшовича в «Боге мести» Аша. Вскоре Михоэлс начал первые шаги в режиссуре: Грановский привлек его к работе над спектаклем «Мистерия-Буфф» Владимира Маяковского, который он ставил на немецком языке (в переводе Риты Райт) для делегатов III Конгресса Коминтерна. Михоэлс был режиссером-ассистентом на этом спектакле и исполнял в нем роль Интеллигента.

В 1922 г. Михоэлс сыграл Уриеля Акосту во второй редакции спектакля Грановского по Карлу Гуцкову; по мнению критиков, артист особенно выразительно выделил в своем персонаже «безудержный бунт мысли, бросающий вызов косности и лицемерию». В том же году была сыграна и роль Гоцмаха в «Колдунье» Аврома Гольдфадена, а год спустя, в 1923 г., Михоэлс сыграл Шимеле Сорокера в музыкальной комедии по Шолом-Алейхему «200 тысяч» и был отмечен критикой: «исключительным артистом исключительного дарования» назвал Михоэлса писатель Андрей Соболь.

В 1924 г. Михоэлс сыграл Лейбиша в спектакле «Три еврейские изюминки» Иехезкеля Добрушина и Наума Ойслендера, где также ассистировал Грановскому как режиссер.

В 1925 г. снялся в кино (роль Менахема-Менделя в фильме «Еврейское счастье» по Шолом-Алейхему, режиссер Грановский) и сыграл в театре трагикомическую роль Бадхена в спектакле «Ночь на старом рынке» Ицхака Лейбуша Переца. После спектакля «Путешествие Вениамина Ш» по Менделе Мойхеру-Сфориму (1927) Григорий Рыклин писал: «прекрасно очерченный тип местечкового Дон-Кихота-Вениамина... Михоэлс остается на прежней высоте».

В 1928 г. Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) собирался в длительные зарубежные гастроли, но еще перед отъездом была сыграна премьера спектакля «Человек воздуха» по Шолом-Алейхему, где Михоэлс виртуозно сыграл роль Менахема-Менделя. В декабре 1928 г. гастроли ГОСЕТа были прерваны приказом вернуться в СССР. Труппа возвратилась в Москву без Грановского, и в 1929 г. Михоэлс был назначен новым художественным руководителем театра. В эти годы Михоэлс открыто выступал в защиту «невозвращенца» Грановского, пытался помочь учителю и своему театру. Обеспокоенный будущим театра и не считая себя тем режиссером, который может обеспечить ГОСЕТу прежний высокий уровень творчества, Михоэлс пригласил режиссера Сергея Радлова, который в 1930 г. поставил «Глухого» Давида Бергельсона, в спектакле Михоэлс сыграл главную роль. Последующие спектакли Михоэлс, не до конца удовлетворенный работой Радлова, ставил вместе с ним.

Понимая, что труппа нуждается в пополнении, Михоэлс добился открытия при ГОСЕТе театрального техникума, где преподавал актерское мастерство.

На протяжении последующих лет Михоэлс открыто выражал неудовлетворенность репертуаром ГОСЕТа, он стремился выстроить репертуар художественно выразительный – и обеспеченный идеологически, чтобы ГОСЕТ не могли упрекнуть в недостаточной проповеди социалистических идей. Решить эту задачу на одной еврейской тематике театр не мог. В 1934 г. в репертуаре театра появился спектакль «Миллионер, дантист и бедняк» по Эжену Лабишу, поставленный французским режиссером Леоном Муссинаком (Михоэлс играл дантиста Гредана).

В 1935 г. афиша ГОСЕТа украсилась «Королем Лиром» Уильяма Шекспира, поставленным Радловым, где Михоэлс сыграл одну из лучших своих ролей – Лира.

Из спектаклей, поставленных в ГОСЕТе до войны, отмечают работы Михоэла режиссера «Разбойник Бойтре» Моше Кульбака (1936), «Суламифь» Самуила Галкина по Аврому Гольдфадену (1937), «Семья Овадис» Переца Маркиша (1937).

В 1938 г. Михоэлс с успехом снялся в фильме «Семья Оппенгейм» по роману Лиона Фейхтвангера (реж. Григорий Рошаль), а год спустя в ГОСЕТе пошел в его постановке Тевье-молочник по Шолом-Алейхему (инсценировка Добрушина и Ойслендера, Михоэлс в главной роли).

Много лет Михоэлс мечтал о роли Ричарда III и в 1939 г. приступил к репетициям, однако постановка не была осуществлена.
В 1939 г. Михоэлс вошел в состав художественного совета Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. В 1940 г. в Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ) торжественно праздновалось 50-летие артиста, в 1941 г. Михоэлсу было присуждено ученое звание профессора.

В августе 1941 г. Михоэлс был избран председателем Антифашистского еврейского комитета, и это стало началом трагедии. В 1943 г., когда ГОСЕТ еще находился в эвакуации и работал в Ташкенте (здесь Михоэлс консультировал постановку оперы Козловского «Улугбек» в Узбекском государственном театре оперы и балета, ставил в Узбекском театре драмы им. Хамзы пьесу «Муканна» Хамида Алимджана), Михоэлс (вместе с Ициком Фефером) был делегирован Антифашистским комитетом в США, Канаду, Мексику и Великобританию для сбора денег и рассказа о жизни советских евреев. Из поездки Михоэлс вернулся 10 декабря 1943 г. и, по воспоминаниям дочери актера Натальи Вовси-Михоэлс, четыре года, что оставались до гибели Михоэлса, были для него чрезвычайно тяжелыми. За это время он сделал всего два спектакля, один из которых «Принц Реубейни» Давида Бергельсона, так и не был выпущен.

В 1945 г. Михоэлс выпустил свой последний спектакль – «Фрейлехс» Шнеера (Окуня), названный настоящей режиссерской победой выдающегося актера (в 1946 г. за спектакль Михоэлс был удостоен Государственной премии).

13 января 1948 г. Михоэлс погиб в Минске, где находился по делам Комитета по государственным премиям.

1 декабря 1949 г. ГОСЕТ был официально закрыт.

По официальной версии, Михоэлс и театральный критик Владимир Голубов, тела которых были найдены 13 января 1948 г. на земетенной снегом улице Минска, погибли в результате случайного наезда автомобиля. За минувшие полстолетия было неопровержимо доказано: они были убиты по приказу министра госбезопасности Виктора Абакумова. Тот, в свою очередь, получил задание от "хозяина Кремля".

Подлинной причиной убийства Михоэлса, как и процесса по делу Еврейского антифашистского комитета, и ареста "врачей-убийц", по мнению современных исследователей, стало то, что Сталин считал евреев американскими шпионами. В условиях, когда СССР готовился к войне с США, они, по его мнению, представляли собой "пятую колонну". Это определило их судьбу.

12 февраля 1989 г. в Москве был создан Центр имени Михоэлся. Он стал первой в бывшем СССР организацией, в основу деятельности которой легли сохранение, защита и развитие национальных искусств, в частности развитие еврейской культуры, укрепление дружбы между народами.

В советское время открытие Центра имени Соломона Михоэлса стало сенсационным, так как организации было присвоено имя выдающегося Мастера сцены, убитого по личному приказу Сталина. Создателем и гендиректором Центра стал народный артист России, лауреат премии правительства Москвы Михаил Глуз. Художественным руководителем, главным режиссером стала – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии правительства Москвы Ирина Горюнова.

За время своего существования Центр организовал и провел около 500 всероссийских и международных культурных программ и проектов.

Главным проектом Центра стал Московский Международный Фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса. С января 1998 г. Фестиваль проходит под патронажем президента РФ, и является одним из крупнейших международных творческих форумов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала