Рейтинг@Mail.ru
Прощеное воскресенье: милость прежде жертвы - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Прощеное воскресенье: милость прежде жертвы

Читать ria.ru в
В последний день перед Постом - в Прощеное воскресенье - Церковь вспоминает "первородный грех" человечества, Адамово изгнание из рая. Без прощения, без мира в сердце невозможно снести постный подвиг.

В последний день перед Постом - в Прощеное воскресенье - Церковь вспоминает "первородный грех" человечества, Адамово изгнание из рая. "Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья", - напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

"Вот к этой древней, и в то же время личной, повторяющейся для каждого из нас, в нашей собственной судьбе, истории возвращает нас Святая Церковь накануне Великого поста, - говорит Архимандрит Тихон (Шевкунов). - ...От этой точки грехопадения и изгнания самих себя из Рая к нашему общему печальному, падшему состоянию начинается сегодня вхождение в пост и покаяние".

Начинается покаяние, а с ним и спасение, в путь в страну славы, указанный Новым Адамом - Христом. Оплакивая свое сиротство и вспоминая о потерянной родине своей, мы, как некогда израильтяне, "собираемся в путь, чтобы духом загореться, чтобы сердцем очиститься, чтобы просветлеть умом и чтобы вернуться к нашему Богу и Отцу", говорит митрополит Сурожский Антоний.

Но невозможно, продолжает митрополит Антоний, вступать в путь "от земли к Небу, от рабства в свободу" "с тяжелыми кандалами на руках и на ногах", а потому прежде чем войти в пост и покаяние, "примем друг от друга прощение". "Все злое, что есть в нашей жизни, надо оставить за порогом Великого поста", - призывает и отец Александр Мень.

Уход из "земли чуждей", из страны рабства - больше, чем метафора. В первые века христианства египетские монахи, подражая Христу, уходили в пустыню, чтобы там молиться и готовиться к светлому празднику Пасхи. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.

Тогда и установился чин прощения, который совершает накануне Поста Православная Церковь. В этот день на вечернем богослужении настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас". Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, просят прощения и целуют Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

Без прощения, без мира в сердце невозможно снести постный подвиг, учит Церковь. "Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним. Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6:14)", - говорит о. Иоанн (Крестьянкин).

Прощая ближнему, не ему мы оказываем благодеяние, а "сами для себя извлекаем отсюда великую пользу", говорит святитель Иоанн Златоуст. "Если мы не простим ближним, то чрез сие им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку. Посему, прошу, зная это, не будем никогда злопамятствовать и питать вражду к тем, кто сделал нам неприятность или другую какую-нибудь обиду..."

Евангелие требует милости прежде жертвы, прощения прежде постного подвига: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой... " (Мф. 5:23-24).

Не простив ближнему, невозможно произнести слова Господней молитвы. (Неслучайно на Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву "Отче наш", опустить в ней слова: "и остави нам долги наши"). Не сидев в слезах "прямо рая" и  не оплакав своего греха, невозможно проникнуть в тайну прощения.

Великий пост. Традиции и каноны

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала