С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 ноя — РИА Новости, Илья Григорьев. Вручение высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит" состоялось в театре юного зрителя имени Брянцева в понедельник. Корреспондент РИА Новости побывал на торжественной раздаче статуэток, где понял, что общего есть у Элвиса Пресли и режиссера Льва Додина, увидел хор, состоящий из двойников Булата Окуджавы, и наглотался тяжелого театрального дыма.
Как Кичеджи голос из зала узнал
В зале ТЮЗа имени Брянцева стояла тяжелая дымка. Из-за этого многочисленные фотографы, бесцеремонно выходившие на сцену до начала мероприятия, чтобы сделать общий план зала, жаловались, что на их рабочих инструментах шалит автофокусировка. "Фокус не может найти себя", — подметил один из коллег и тяжело вздохнул, будто воздух был до невозможности влажен. Но когда при изрядно приглушенном свете на сцене появились артисты театра Hand Made, все вопросы о созданной в зале атмосфере рассеялись.
Собственно, самих артистов на сцене видно не было. В темном пространстве пластично передвигались фосфорисцирующие руки, и дымка придавала действу эффект яркого сна. Но вот руки сложили в воздухе слова "Золотой софит 2013", и на сцене под медленно загорающийся свет появился вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. Поразмышляв вслух о важности театра в жизни государства и общества, под конец речи он сказал, что "Золотой софит" ничем не хуже "Золотой маски". И смело подчеркнул вклад правительства города в развитие театров.
"В этом году бюджет выделил театрам два миллиарда. В следующем будет два с половиной. Ну, разве это не хорошо?", — с задором спросил Кичеджи.
"Долларов?", — поинтересовался кто-то из зала. На что вице-губернатор парировал фразой: "Нашей валютой является рубль. И не думайте, что я не узнал ваш голос". Аудитория издала звук, как за кадрами американских ситкомов.
Хор Окуджавы и Есенин-Безруков
Режиссером церемонии в этом году стал руководитель театра "Мастерская" Григорий Козлов. Поэтому вручение каждой статуэтки предвосхищали небольшие музыкальные номера, а для отдельных номинаций были свои вручающие. Лучшим актерам, к примеру, передавал награду "Сергей Есенин" в исполнении Сергея Паршина.
Когда выходки "поэта" дошли до обнимания с березками и фраз: "Мы все знаем, кто лучший у нас актер", аллюзия на Безрукова-Есенина стала очевидна. Но награду все же дали Сергею Курышеву за роль Томаса Стокмана в спектакле Льва Додина "Враг Народа", поставленного в "Театре Европы". А лучшей актрисой этого года была признана Эра Зиганшина за роль бабушки в "Литургии Zero" Валерия Фокина.
Помимо мэтров в постановке вечера были заняты молодые артисты театра "Мастерская". В самой первой сценке сюжет разворачивался возле гардероба после закрытия церемонии. Герои жаловались на ее проведение, разжигая хохот зала комментариями: "Все та же премия, все те же лица" или "Театр был наполнен старыми уставшими людьми". Во время первой сценки мэтры из зала командовали молодежи: "Громче!" При этом работе учеников Козлова нельзя было не улыбнуться.
Особенно занятным в их исполнении оказался номер с хором "Булатов Окуджав", причем некоторые из участников которого своими накрашенными усами и черными бровями напоминали скорее Фредди Меркьюри.
Элвис входит в театр
В целом церемония проходила в настолько свойской атмосфере, что у человека не из театральной среды могло возникнуть ощущение незваного гостя на свадьбе. Каждый второй актер, появлявшийся на сцене, шутил на тему, что он тоже немедленно хочет "Софит". Некоторые из них угрожали устроить членовредительство или буйство.
Зал искренне хохотал, а ведущие, казалось, подошли к критической грани панибратства, когда режиссера церемонии наградили классической фразой "Фамилия говорящая". Что, впрочем, было шуткой над своей фамилией самого Григория Козлова.
К моменту вручения режиссерских премий и наград за лучшие спектакли мероприятие и вовсе начало напоминать детский утренник. Виной тому стал режиссер Лев Додин, опоздавший к вручению награды за лучшую режиссуру, полученную за спектакль "Коварство и любовь".
"Подождите, Лев Абрамович входит в театр!", — выкрикнул кто-то из зала, когда ведущие уже задумали передать статуэтку одному из коллег Додина. Прозвучало это так же легендарно, как и "Элвис покинул здание".
Зал терпеливо ждал, а Додин все не появлялся. "Давайте позовем его!", — предложил кто-то из аудитории, получив в ответ от коллег обвинение в устройстве мизансцены из детского новогоднего праздника на "столь взрослой церемонии". Пара рядов даже взялась вызывать "Деда Мороза", но Додин так и не появился. Впрочем, выйти на сцену еще раз у него была возможность. И подоспевший к следующей награде за лучший спектакль года — "Враг народа", — Лев Абрамович получил возможность утонуть в софитах Театра юных зрителей.
"Со спектаклем "Враг народа" я приезжал в Екатеринбург. Там как раз шли выборы, на которых в итоге победил Ройзман. Мне тогда все говорили, что я специально этот спектакль в город привез именно в это время. А один из местных министров по культуре подошел ко мне и спросил: "Неужели и 150 лет назад все было так же, как и сейчас?". Будто успокаивал себя", — рассказал Додин на вручении.
Вокруг да около Баргмана
Одними из триумфаторов премии стали Михайловский театр и детский музыкальный театр "Зазеркалье". У первого из них отличились танцоры Леонид Сарафанов и Оксана Бондарева, сыгравшие "Ромео и Джульетту" в постановке Начо Дуато. "Билли Бадд" стал лучшим оперным спектаклем, а исполнитель главной партии Андрей Бондаренко был признан лучшим артистом в этом же жанре. Завершил награждение Михайловского театра Михаил Татарников, не появившийся на церемонии, но получивший специальную премию "За театральную выразительность дирижерских решений".
Детский музыкальный театр "Зазеркалье" отличился одними из самых лучших художников в городе. Статуэтку в этой номинации взяла создатель костюмов к спектаклю "Снегурочка" Стефания Граурогкайте. А ее коллеги по постановке Ольга Васильева и Алексей Левандский взяли награды за лучшую женскую роль в оперном спектакле и лучшего художника.
Создатель театра Hand Made Андрей Князьков стал лучшим режиссером театра кукол со спектаклем "Смихалковки". С ним он уже объездил десятки стран и впереди запланировано немало зарубежных гастролей.
"Когда мы только создавались, мне говорили: то, что ты хочешь сделать в театре, все делают еще на втором курсе училища. Но ведь получилось, и куда бы мы сейчас не приехали, нам говорят, что впервые видят нечто подобное. Будь то французы или американцы. Нужно не бояться экспериментировать — вот я к чему", — сказал Князьков с "Софитом" в руках.
Целый вечер статуэтка ходила вокруг да около режиссера Александра Баргмана, которому аудитория устраивала бурные овации при каждом появлении его имени в номинантах или хотя бы некой причастности к ним. В итоге награда нашла своего героя – за лучший спектакль на малой сцене. Ее Баргман получил за "Ночь Гельвера", поставленную в театре имени В.Ф.Комиссаржевской. А исполнители главных ролей — Оксана Базилевич и Денис Пьянов, — стали лучшим актерским дуэтом.
Страсти по Вагановке
Завершился вечер раздачей специальных наград, которых за разные заслуги были удостоены танцор Мариинского театра Владимир Пономарев, руководитель театра "Мастерская" Григорий Козлов и главный художник интерьерного театра Марк Бронштейн, поднявший со сцены сразу несколько острых вопросов. Самым молчаливым и скорбным, судя по реакции, для зала стала тема смены руководства Вагановского училища.
И хоть "Не знаю и страшно представить, что теперь там будет", звучало категорически минорно, зал бурно взялся аплодировать. Но даже когда замолк, опять неизвестный выкрикивающий зритель предложил поставленным голосом "А давайте еще похлопаем!", и все снова принялись создавать мощные звуковые вибрации, усиленные топотом.
Последними со сцены с наградами в руках ушли актеры — Татьяна Пилецкая, Валерий Никитенко и Георгий Штиль. Все они получили спецприз "За творческое долголетие и верность театру", что, по мнению Никитенко, придало его существованию какой-то "геронтологический оттенок". После этого артисты сели спиной к залу, чтобы с позиции зрителей послушать бардовскую песню, которую большим дружным хором для них исполнило новое поколение петербургских актеров, слепленных маэстро Козловым.