"Мини-Нептуны" у красных карликов оказались зародышами двойников Земли

Так художник представил себе процесс превращения мини-Нептуна в землеподобную планету
Планеты-двойники Земли, на которых возможна жизнь, могут существовать в окрестностях красных карликов благодаря тому, что они изначально рождаются в качестве газовых гигантов, чьи разрушающиеся оболочки защищают будущую планету от потери атмосферы и воды под ударами излучения и солнечного ветра молодого светила.

МОСКВА, 29 янв — РИА Новости. Планеты-двойники Земли, на которых возможна жизнь, могут существовать в окрестностях красных карликов благодаря тому, что они изначально рождаются в качестве газовых гигантов, чьи разрушающиеся оболочки защищают будущую планету от потери атмосферы и воды под ударами излучения и солнечного ветра молодого светила, пишут планетологи в статье, опубликованной в журнале Astrobiology.

Примерно три четверти звезд в нашей Галактике и в ее ближайших соседях относится к числу так называемых красных карликов — относительно тусклых и холодных светил массой примерно в половину Солнца, чей срок жизни простирается на десятки миллиардов лет. Сегодня планетологи считают, что каждая такая звезда должна обладать спутником-планетой, что, в принципе, делает их главным кандидатом для поисков "двойника Земли" или просто планет, способных поддерживать жизнь.

За последние годы у ученых появилась масса сомнений в том, что похожие на Землю планеты могут действительно существовать в окрестностях красных карликов. Этому может мешать сразу несколько факторов — к примеру, приливные силы, заставляющие планеты смотреть на светило одной стороной и разогревающие их недра, а также чрезмерно сильное магнитное поле красных карликов, подавляющее "магнитный щит" планет. Кроме того, красный карлик будет вырабатывать огромное количество рентгеновского излучения и ультрафиолета в первый миллиард лет жизни, которые фактически уничтожат атмосферу двойника Земли.

Американские астрономы выяснили, что эти же самые силы, препятствующие рождению нормальных землеподобных планет, могут способствовать их появлению в результате своеобразного "метаморфоза" небольших газовых гигантов, так называемых мини-Нептунов, формирующихся на большом расстоянии от красного карлика.

"Изначально они представляют собой чрезвычайно холодные и негостеприимные миры. Но планеты не всегда живут на одном и том же месте. Те же самые приливные силы могут заставить их мигрировать в сторону светила", — объясняет Родриго Люгер (Rodrigo Luger) из университета Вашингтона (США).

Данный процесс выведет мини-Нептун в зону жизни, где он попадет под рентгеновскую и ультрафиолетовую бомбардировку, которая постепенно унесет его газовую оболочку в открытый космос. В результате этого от газового гиганта останется только его каменистое ядро, сопоставимое по размерам с Землей или другими малыми планетами Солнечной системы.

"На поверхности такой планеты будет, скорее всего, большое количество воды, так как ядра планет-гигантов содержат большое количество вкраплений льда. И если она будет находиться в зоне жизни, вода растает, возникнут океаны, а возможно, и жизнь", — продолжает ученый.

Как подчеркивают планетологи, превращение гиганта в двойник Земли происходит не со 100% гарантией — есть множество факторов, которые могут помешать подобному метаморфозу. К примеру, если светило будет испарять "нептун" слишком медленно, то планета сохранит толстую газовую оболочку. В обратной ситуации ядро выйдет на поверхность раньше нужного времени и все его водные запасы будут унесены в космос. Тем не менее Люгер и его коллеги считают, что такие планеты существуют, и надеются, что в ближайшее время их удастся найти при помощи "Кеплера" или его наследника — телескопа TESS.