Челябинский метеорит: что ученые узнали за год

Падение метеорита на Урале, архивное фото
15 февраля 2013 года в районе Челябинска упало довольно заурядное космическое тело. Уникальным это падение сделало место и время. Это первый в истории случай падения крупного метеорита в густонаселенной местности, поэтому никогда еще падение метеорита не наносило такого серьезного ущерба.

Главная масса челябинского метеорита, поднятая со дна озера Чебаркуль
Челябинский болид: ярче Солнца и с запахом серы
МОСКВА, 14 фев — РИА Новости. Год назад, 15 февраля 2013 года, жители южного Урала стали свидетелями космической катастрофы — падения астероида, которое стало первым в истории подобным событием, нанесшим людям серьезный ущерб.

В первые моменты жители региона говорили о взрыве "непонятного объекта" и странных всполохах. Ученые целый год исследовали это событие, что им удалось выяснить на этот момент — читайте в обзоре РИА Новости.

Что это было?

В районе Челябинска упало довольно заурядное космическое тело. События такого масштаба происходят раз в 100 лет, а по некоторым данным — и чаще, до пяти раз в столетие. Ученые полагают, что тела примерно десятиметрового размера (примерно в два раза больше челябинского тела) влетают в атмосферу Земли примерно раз в год, но происходит это чаще всего над океанами или над малонаселенными регионами. Такие тела взрываются и сгорают на большой высоте, не причиняя никакого вреда.

Запись инфразвуковых колебаний от полета Челябинского болида

Размер челябинского астероида до падения составлял около 19,8 метра, а масса — от 7 тысяч до 13 тысяч тонн. По оценкам ученых, всего на землю упало от 4 до 6 тонн, то есть около 0,05% изначальной массы. Из этого количества на данный момент собрано не более 1 тонны с учетом самого крупного фрагмента массой 654 килограмма, поднятого со дна озера Чебаркуль.

Геохимический анализ показал, что челябинский космический объект относится к типу обыкновенных хондритов класса LL5. Хондритами называют один из самых распространенных типов каменных метеоритов, около 87% всех найденных метеоритов относятся к этому типу. Они отличаются присутствием в толще округлых зерен миллиметрового размера — хондр, которые состоят из частично оплавленного вещества.

Метеорит Челябинск в краеведческом музее Челябинска
Эксперт: самый крупный фрагмент метеорита "Челябинск" весит 654 кг
Данные инфразвуковых станций указывают, что мощность взрыва, произошедшего в момент резкого торможения челябинского астероида на высоте около 90 километров, составила от 470 до 570 килотонн в тротиловом эквиваленте — это в 20-30 раз мощнее ядерного взрыва в Хиросиме, но более чем в десять раз меньше мощности взрыва в момент Тунгусской катастрофы (от 10 до 50 мегатонн).

Уникальным это падение сделало место и время. Это первый в истории случай падения крупного метеорита в густонаселенной местности, поэтому никогда еще падение метеорита не наносило такого серьезного ущерба — 1,6 тысячи человек обратились к медикам, 112 были госпитализированы, были выбиты стекла в 7,3 тысячи зданий.

Благодаря этому ученые получили огромный объем данных о событии — это лучше всего задокументированное падение метеорита. Как оказалось позже, одна из видеокамер запечатлела даже момент падения самого крупного фрагмента в озеро Чебаркуль.

Откуда такой взялся?

Фрагмент челябинского метеорита, на котором видна кора плавления
Челябинский астероид в прошлом мог побывать очень близко к Солнцу
На этот вопрос ученые ответили почти сразу: из главного пояса астероидов Солнечной системы, области между орбитами Марса и Юпитера, где проходят траектории множества малых тел. Орбиты некоторых из них, в частности, астероидов группы Аполлона или Атона вытянуты и могут пересекать земную орбиту.

Благодаря тому, что полет челябинского болида был зафиксирован на множестве видеозаписей и фотоснимков, в том числе спутниковых, астрономы могли довольно точно восстановить его траекторию, а затем попытаться продолжить эту линию назад, за атмосферу, чтобы построить орбиту этого тела.

Попытки восстановить траекторию челябинского тела до столкновения с Землей предпринимали разные группы астрономов. Их расчеты показали, что большая полуось орбиты челябинского астероида составляла около 1,76 астрономической единицы (средний радиус земной орбиты), перигелий (точка орбиты, ближайшая к Солнцу) находился на расстоянии 0,74 единицы, афелий (самая удаленная точка) — на 2,6 единицы.

С этими данными в руках ученые попытались отыскать челябинский астероид в каталогах ранее обнаруженных малых тел. Известно, что многие уже открытые астероиды через некоторое время снова "теряются", а некоторые из них открывают по два раза. Ученые не исключали, что челябинский объект относился к таким "потерянным" телам.

Падение метеорита в Челябинской области. Архивное фото
Ученые нашли нового "родителя" челябинского астероида
Его родственники

Хотя точного соответствия найти не удалось, ученые отыскали несколько возможных "родственников" "челябинца". Группа Иржи Боровички (Jiri Borovichka) из Астрономического института Академии наук Чехии, просчитав траекторию Челябинского тела, обнаружила, что она очень похожа на орбиту 2,2-километрового астероида 86039 (1999 NC43). В частности, большая полуось орбиты обоих тел составляет 1,72 и 1,75 астрономической единицы, дистанция перигелия — 0,738 и 0,74.

Испанские астрономы Карлос и Рауль де ла Флуэнте Маркос (Carlos de la Fuente Marcos, Raul de la Fuente Marcos) проанализировали все варианты орбит челябинского космического тела и нашли другого возможного прародителя челябинского суперболида — астероид 2011 EO40. По их мнению, около 20-40 тысяч лет челябинский астероид откололся от него.

Сложная биография

Срез фрагмента челябинского космического тела с жилами плавления, архивное фото
Ученые не знают, почему фрагменты метеорита "Челябинск" разного цвета
Упавшие на землю фрагменты челябинского космического тела "рассказали" ученым историю его жизни. Оказалось, что челябинский астероид — ровесник Солнечной системы. Анализ соотношения изотопов свинца и урана показал, что его возраст составляет около 4,45 миллиарда лет.

Однако примерно 290 миллионов лет назад челябинский астероид пережил крупную катастрофу — столкновение с другим космическим телом. Об этом свидетельствуют темные жилы в его толще — следы плавления вещества при мощном ударе.

При этом ученые полагают, что это был очень "быстрый" процесс. Следы космических частиц — треки ядер железа — не успели заплавиться, а значит, само "ДТП" длилось не более нескольких минут, заявляли специалисты Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН.

В то же время, не исключено, что следы плавления могли возникнуть во время слишком тесного сближения астероида с Солнцем, считают ученые из Института геологии и минералогии (ИГМ) СО РАН.

• Тунгуский.Челябинский - через 100 лет.будем новый ждать............