МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Расходы россиян в марте выросли по сравнению с февралем из-за трат на подарки к 8 Марта, при этом средний чек при походах в магазин не увеличился, но самих походов стало больше, говорится в исследовании холдинга "Ромир", которое имеется в распоряжении РИА Новости.
"Общие повседневные расходы россиян в марте показали традиционный уверенный рост по сравнению с предыдущим месяцем, так, относительно февраля повседневные траты россиян увеличились на 10,8%, что несопоставимо выше месячной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 0,3%", — говорится в исследовании.
"Годовой же рост индекса потребительской активности на 3,6% также превзошел размер накопленной за год инфляции в 2,4%. Мартовский рост повседневных расходов традиционно объясняется покупкой подарков к 8 Марта и дополнительных продуктов и деликатесов к праздничному столу", — добавляет холдинг.
Исследование домохозяйств Romir Scan Panel основано на данных потребления 30 тысяч россиян, 11 тысяч домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек. Участники сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн-режиме поступают в базу данных исследования.
Привычно больше и чаще
"Стоит также отметить, что в марте, судя по всему, россияне увеличили частоту походов в магазины, в целях экономии они начали посещать большее количество торговых точек в поисках наиболее выгодных предложений, что в итоге при неизменном среднем чеке привело к общему увеличению ежедневных расходов", — говорится в исследовании. "В марте традиционно покупаются подарки к 8 Марта, а также дополнительные продукты и деликатесы к праздничному столу", — добавляют там.
Таким образом, благодаря ощутимому номинальному росту и реальные, то есть "очищенные" от инфляции, расходы россиян по итогам марта улучшили свои показатели. Они уступили объему расходов 2013, 2015 и 2016 годов, но оказались выше показателей 2012, 2014 и 2017 годов.
Не стоит также забывать о том, что март значительно длиннее февраля, с которым производится сравнение, поэтому и шансы потратиться за дополнительные три дня месяца у россиян возрастают.
Доля затрат на продуктовые категории в общей корзине затрат в марте немного выросла по сравнению с февралем и составила 54% против 53% месяцем ранее.
По городам и весям
Годовая же динамика повседневных затрат в различных регионах оказалась разнонаправленной. Так, драйверами роста выступили Сибирь — на 7,3% и Приволжский округ — на 9,1%. Рост выше среднего был зафиксирован на юге страны — на 4,4%. На северо-западе — на 1,5% и в центре — на 0,6% ежедневные траты потребителей оказались скромнее общего показателя по России. А на Урале в годовом выражении динамика расходов вообще ушла в отрицательную зону — на 3,8%.
В остальных же миллионниках за месяц расходы жителей увеличились на 12%, а за год – на 0,7%. Наиболее расточительными в марте показали себя потребители городов-полумиллионников. В этом типе городов за месяц расходы выросли на 15,6%, а за год – на 10,9%. А вот жители городов с населением в 100 тысяч человек в марте показали самый скромный рост и относительно февраля — на 4,8%, и по сравнению с мартом прошлого года — на 6,8%.