Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Кураев исключен из профессуры духовной академии за эпатаж в блогосфере

Исключение Кураева из профессуры духовной академии (7)
Студенты читают церковную литературу в одном из залов московской православной духовной академии
Соответствующее постановление было принято в ходе заседания ученого совета Московской духовной академии в понедельник.

МОСКВА, 31 дек — РИА Новости. Известный православный блогер и миссионер протодиакон Андрей Кураев исключен из числа профессоров Московской духовной академии (МДА) за "провокационные" выступления и публикации в СМИ и блогосфере, сообщает во вторник пресс-служба учебного заведения.

Соответствующее постановление было принято в ходе заседания ученого совета МДА в понедельник.

Андрей Кураев
Андрей Кураев: Церкви пора повзрослеть
"Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении", — говорится в сообщении.

На заседании также обсуждался вопрос об отсутствии со стороны Кураева положительной реакции на постановление ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему "братски напоминалось", что "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви".

Андрей Кураев: "Это патриарху иногда достаточно сказать что-то лишь однажды, потому что это патриарх. А все другие люди должны уметь настаивать на своем. Повторять из раза в раз, давать новые медийные поводы, собирать все новые пресс-конференции и тому подобное".

Постановление ученого совета Андрей Кураев назвал "неумным и нелогичным" решением, "не по разуму, а по страсти".

Андрей Кураев (в блоге): "В трехсотлетней истории Академии я не могу вспомнить подобного случая: увольнение профессора по решению Ученого совета. Увольнение без голосования при явном наличии разных позиций. Увольнение без обвинений в ереси. Увольнение за высказывания, сделанные не по долгу службы, то есть не с академической профессорской кафедры, а за записи в данном частном дневнике. Увольнение в середине учебного года (знать — припекло по самое не могу). Разбор "личного дела" в отсутствие обвиняемого. Такое считалось неприличным даже в советских ВУЗах. На Совете меня обвиняли в том, что я всюду подписываюсь как профессор Академии. Ну, во-первых, это не грех. Во-вторых, я сам именно так НЕ подписываюсь. Я вообще никак не подписываюсь по той причине, что мои авторские заметки идут в личном блоге, где подпись просто не предполагается. "Визитки" для меня придумывают журналисты, берущие интервью. А тут уж я не могу контролировать, какой они дадут заголовок материалу или как они меня представят — то ли как профессора, то ли как "скандального диакона".

Чем известен Андрей Кураев

Кураев родился в 1963 году в Москве. В 1993-1996 годах он был деканом философско-богословского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова. С 1997 года — профессор Православного Свято-Тихоновского богословского института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы Кураева — МДА, хотя он продолжает читать лекции в Свято-Тихоновском институте (ныне университете).

В 1994 году Кураев защитил в Институте философии РАН диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, а в 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году патриарх Алексий II по представлению ученого совета Российского православного университета присвоил Кураеву ученое звание профессора богословия. Протодиакон также является старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Какими высказываниями запомнился протодиакон

О Pussy Riot: "Сколь омерзительна мне жизнь Толоконниковой до ее ареста, столь достойным мне кажется ее поведение после".

"Страдания улучшают не всех, но только умных. Металл в огне переплавляется. А ветошь сгорает. Григорий Богослов говорил, что праведник лишь в одном случае может получить от Бога земные блага и успехи — если этот праведник беден умом и не сможет увидеть смысла посланных ему страданий. Алехина отнюдь не праведница. Но и посылку от Бога с надписью "ум" она еще не получила. <…> И чего-то еще явно не хватает женщине, которая вместо встречи со своим разлученным ребенком спешит к подельнице".

О теракте на Бостонском марафоне: "Мерзавцы, взорвавшие бомбы на финише "Бостонского марафона", оказались (вот сюрприз-то!) мусульманами и дагестанцами. Террористическая проповедь — это болезнь уже всего исламского сообщества. Их можно считать плохими мусульманами. Но это именно мусульмане".

О погромах в Бирюлево (порталу "Православие и мир"): "По поводу восстания я могу сказать лишь: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Предшествующие двадцать лет показали: мирным путём добиться чего-нибудь от наших властей — дело немыслимое".

О концерте Мадонны в Санкт-Петербурге: "Нормальные люди звонят в ФСБ и сообщают о якобы заложенной бомбе".

О переносе Рождества (в эфире "Эха Москвы"): "Я надеюсь, что со временем у нашей церкви хватит мужества на принятие радикального решения, а именно объединить Рождество и Новый год, не перенести на новый стиль, как у католиков, а именно перенести на 1 января дату празднования Рождества".

О сносе памятника Воину-освободителю в Таллине ("Интерфаксу"): "Идти до конца и сносить не только памятники, но и все то, что "оккупировавшие" их империи там построили. И когда в результате Эстония избавится от всего того, чем иностранные державы-"оккупанты" "изгадили" их святую землю, в Европе получится уникальный природный ландшафтный заповедник, и с этого чистого поля самостийное эстонское государство сможет создавать свою совершенно новую судьбу".

О терпимости (в блоге в "Живом журнале"): "Терпимость — слово, которого нет в Писании. Равно как и в списке христианских добродетелей".

Общество
Обсуждение
53 пользователя оставили 119 комментариев
  • ещё одно свидетельство того, что рпц до безобразия негибкая и скудоумная организация. кураев, пожалуй, единственный нормальный(на сколько это возможно в условиях рпц) представитель данной структуры, который своими неоднозначными заявлениями и поведением привлекал внимание к христианству молодых граждан.
    10:26
    31.12.2013
  • Очень жаль что Кураева таким образом удалили из преподов и профессуры МДА. Умение говорить и выражать мысли - дар для христианина и проповедника. Скандальный? Остро говорит, без плавных" необидных" формулировок. По существу. Может быть немного зазнался?Крутым стал? Но это не причина для увольнения. Кадры надо беречь, воспитывать и любить а не драть в куда попало.....Зависть, ложь, осуждение и прочие грехи не делают человека лучше.....РПЦ - система, в ней полно проблем.Сами разберутся -иерархи, администраторы.....
    13:53
    31.12.2013
  • Игорь в ответ пользователю Alexander Belik(показатьскрыть)
    Alexander Belik, извините, а какое общество на сегодня вы считаете самым "демократическим, свободным и лишённым религиозного рабства"...?
    Укажите на карте такое место. Неужели Европа (западная), где не осталось свободного места от лицемерия и извращённого представления о "свободах"?
    16:02
    01.01.2014
  • Капитан Флинт, не все способы хороши для привлечения к христианству...как-то странно это не понимать и объяснять человеку, который берётся судить Русской Православной Церкви. И Кураев - отнюдь не единственный "нормальный", как минимум, и многие вещи в его исполнении вызывают законное недоумение у сведущих в духовных вопросах
    17:01
    01.01.2014
  • Оксанка Лупашко, из Евангелия
    17:03
    01.01.2014
  • Кураев один из самых высокоинтеллектуальных представителей РПЦ.
    Всегда смотрю с удовольствием его выступления, встречи и лекции, несмотря на то, что являюсь атеистом.
    Для меня его увольнение не стало неожиданностью, - кто захочет рядом с собой иметь сотрудника умнее себя...
    Популярность Кураева от этого увольнения только выиграет.
    17:57
    01.01.2014
  • Инна, комментарий Сергея звучал следующим образом: "от религинозности одни беды и проблемы. зачем она вообще нужна? ведь можно жить просто по совести, морали и нравственности."
    Вряд ли он связывает эти понятия с Евангелием, как Вы думаете?... - это мы с Вами понимаем простые истины, а до некоторых они как-то туго доходят.
    19:16
    01.01.2014
  • Петр, сдается мне, что в культурной царской России 85% населения не могло читать Достоевского в силу поголовной безграмотности, которую государству "СССР со своим идиотским атеизмом", пришлось исправлять, сдается мне также, что и в советское время можно найти не одного и не десять человек, внесших вклад в славу своей Родины такой, что до сих пор современная Россия, несмотря на целенаправленный развал страны (экономический и духовный) ее т.н. "элитой" пока остается в границах бывшей РФ. Похоже Вы слишком поверхностно судите как о причинах духовного разложения современного русского общества, так и о безмерной "культуризации" русского общества времен 18-19 вв.
    21:51
    01.01.2014
  • Павел Градов, думаю следует учитывать, что грамотность населения много от чего зависит. На мой взгляд за послеперестроичные годы она снизилась и Царская Россия тут ни при чём.
    23:44
    01.01.2014
  • Очень жаль... Кураев достойный честный человек, заслуживающий всяческого уважения.Один из немногих представителей церкви , кто осмеливался публично высказывать свою точку зрения на происходящее в нашем обществе. Один из немногих кого волновала нравственность будущих поколений россиян.Один из немногих , кто осмелился противостоять гей-лобби во властных структурах, в том числе и внутри РПЦ.
    00:58
    02.01.2014
  • Я уже пытался разместить здесь этот комментарий, но он был отклонён многоуважаемыми г-дами модераторами, как слишком длинный. Размещаю его снова - на этот раз по частям - надеюсь, правилам форума это не противоречит.

    /////Не еврейская наша вера\\\\\

    Интересно, у многоуважаемых г-д язычников есть ЕЩЁ ХОТЯ БЫ ОДИН аргумент за язычество и против христианства, кроме того без конца повторяемого, что язычество - это "наша, русская" вера, а христианство - "не наша", "еврейская"? Ибо сколько я ни лазил по Интернету, НИ РАЗУ не встречал, чтобы язычники приводили в защиту своей веры хотя бы ещё один аргумент, кроме этого.
    Впрочем, и многие православные сегодня грешат тем, что защищают православие главным образом при помощи тех аргументов, что православие создало "русскую культуру", "русскую государственность" и т.п.
    (Продолжение следует)
    03:40
    02.01.2014
  • (продолжение)
    За язычников не стану говорить - пусть они сами разбираются, какая ценность в их иерархии ценностей выше, какая ниже, но, имхо, для христианина (любой конфессии), при всей его любви к его стране, христианство (или, может быть, не просто христианство, а христианство его конфессии) должно быть бОльшей ценностью, чем его страна. А более высокая ценность не должна служить меньшей ценности или обосновываться при помощи меньшей ценности.
    Вообще, русским людям - затрудняюсь сказать, почему, но факт остаётся фактом - очень свойственна ужасная заполитизированность сознания. Заниматься чистой поэзией или, скажем, чистой метафизикой у русских считается "пиром во время чумы", едва ли не преступлением перед "страдающим народом". Именно эта черта меня больше всего раздражает в русских людях. Хотя я сам русский, но этой "болезнью" я никогда не страдал.
    Вот и молятся российские православные на "государственность", на монархию - хотя, имхо, нет ничего более противного христианскому духу, чем сакрализация государства.
    (окончание следует)
    03:49
    02.01.2014
  • (окончание)
    Не кажется ли вам, господа, что настоящий язычник (как и, соответственно, настоящий православный, католик, мусульманин и т.п.) - это тот, кто на вопрос "Почему Вы язычник (православный, католик и т.п.)?" отвечает не "Потому что язычество (православие и т.п.) полезно для моей страны", а "Потому, что я считаю, что язычество (православие и т.п.) есть истина!", или хотя бы "Потому что я не знаю более глубокой и более возвышенной религии, чем язычество (православие и т.п.)."!
    Иначе получается, что язычество (или, соответственно, православие) есть не нечто истинное само по себе, а лишь нечто полезное для России.

    И ещё по поводу "еврейской веры". Если до некой идеи о Боге в силу какой-то причины первыми додумались евреи - означает ли это, что эта идея верна только для евреев? Если, допустим, закон всемирного тяготения и ещё какие-то физические законы первым открыл англичанин Исаак Ньютон, то означает ли это, что эти законы действуют только на территории Англии?
    Если следовать логике, "привязывающей" религию к национальности, то тогда следует сказать и то, что Шекспира должны читать только англичане, Гёте - только немцы, Омара Хайяма - только иранцы и таджики и т.п. Может быть - при всей любви к своей стране и своей культуре - не стОит всё-таки замыкаться в рамках своей нации, а попробовать выйти на некий более высокий уровень?
    04:21
    02.01.2014
  • \\\\\сдается мне, что в культурной царской России 85% населения не могло читать Достоевского в силу поголовной безграмотности, которую государству "СССР со своим идиотским атеизмом", пришлось исправлять,\\\\\\\

    Что советская власть проводила - и успешно провела - курс на всеобщую грамотность - факт, который отрицать нельзя, как нельзя отрицать и положительное значение сего факта. Но, может быть, не стОит и забывать, что та же самая советская власть разрушала храмы (даже если Вы и атеист, Вы, надеюсь, всё-таки не отрицаете ценность храма как памятника культуры), высылала из страны цвет интеллигенции на "философских пароходах", и вообще перекрыла нам доступ к 99,99999999...% всей мировой культуры. В советское время получить доступ к книгам, скажем, Мейстера Экхарта или Якоба Бёме было, пожалуй, ещё сложнее, чем к книгам того же Солженицына - хотя бы потому, что о Солженицыне, хотя он и был под запретом, слыхали все, а о Якобе Бёме - почти никто. В философии насаждался материализм - самая примитивная философия, если её вообще можно назвать философией. О богословии вообще молчу - многие в то время вообще не догадывались и о самом существовании богословия.
    (продолжение следует)
    04:54
    02.01.2014
  • (продолжение)
    У Чайковского есть опера "Иоланта". Весь сюжет пересказывать не буду, перескажу только то, что касается того, что я хочу сказать. У некоего князя, герцога или кто он там... родилась слепая дочь. И он, чтобы она не чувствовала себя ущербной, окружил её слугами, которым категорически запретил говорить "я вижу", называть цвета - "красный", "зелёный" и т.п. И девушка росла, так и не зная, что она слепая. Потом, правда, её вылечили, она стала видеть - но это уже, как говорится, совсем другая история.
    Так вот, в советское время мы все росли такими вот Иолантами. От нас скрывали такие огромные пласты всей мировой культуры (включая и дореволюционную русскую культуру), что мы даже не подозревали, что это ВООБЩЕ ЕСТЬ.
    (окончание следует)
    06:14
    02.01.2014
  • (окончание)
    И когда в начале 1990-х годов у нас начали печатать всяких Бердяевых и прочих, кого раньше не печатали, и я кинулся их читать - мне открылся целый новый мир. До этого я не мог себе даже и представить, что такое вообще может существовать, что человеческая мысль вообще до такого может додуматься. Я почувствовал себя так, как, должно быть, почувствовала бы себя Иоланта, если бы она вдруг, неожиданно для самой себя, прозрела.
    И, может быть, кто-то, услышав такое моё заявление, покрутит пальцем у виска - но я считаю, что то, что советская власть от нас всё это скрывала - НЕ МЕНЬШЕЕ преступление советской власти, чем тысячи замученных в ГУЛАГе. Даже, пожалуй, ЕЩЁ БОЛЬШЕЕ - ибо, как сказано, "Не бойтесь убивающих тело, а бойтесь убивающих душу"...
    06:20
    02.01.2014
  • \\\\\его-то <В.Познера> познания о вере, религии и церкви зиждиться исключительно на советских антирелигиозных брошюрках общества "Знания"\\\\\

    Как утверждает см г-н Познер, он читал Библию и, кажется, ещё Коран. Что ж, сие, конечно, похвально - но, имхо, недостаточно. Как правило, когда атеисты заявляют, что они "читали религиозную литературу", на поверку оказывается, что читали они лишь Библию, а о каком-нибудь Дионисии Ареопагите или Григории Паламе и слыхом не слыхали.
    Имхо, у человека, читавшего лишь Библию и не имеющего представления ни о чём из 2000-летнего наследия христианской мысли, вряд ли сложится адекватное представление о христианстве.
    Согласен, "перелопатить" все 378 томов Патрологии Миня не каждому под силу. Но хоть что-то заставить себя прочитать, наверно, всё-таки можно.
    07:28
    02.01.2014
  • \\\\\Как альтернативу <атеизму> предлагаю почитать труды по истории русской церкви\\\\\.

    Имхо, уважаемый voronkovsky.d, лучшей альтернативой атеизму будут всё-таки не труды по ИСТОРИИ русской ли, голландской ли церкви (при всех достоинствах этих трудов), а БОГОСЛОВСКИЕ труды. Желательно, конечно, всё-таки не 15-страничные брошюрки какого-нибудь протоиерея Пупкина или архимандрита Тютькина, а нечто более или менее заслуживающее именоваться классикой богословской мысли...
    Согласен, богословские книги порой сложноваты для понимания - особенно для бывшего атеиста. Но, имхо, это только в математике сначала надо узнать, сколько будет 1+1, и лишь потом переходить к тому, сколько будет 1+2. В богословии же, имхо, надо СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАТЬ СО СЛОЖНОГО - иначе и будешь всю жизнь "питаться" какими-нибудь Пупкиными и никогда не дойдёшь до Дионисия Ареопагита. Пусть г-да атеисты сразу же увидят, что богословие на самом деле - архиинтеллектуальнейшая вещь, а не представления о том, что Земля плоская и стоит на трёх китах.
    07:46
    02.01.2014
  • ,\\\\\Мода времени - быть блогером и жить в оппозиции ко всему, хоть к унитазу. Скоро мы его увидим в первых рядах на Болотной.\\\\\

    Уважаемый г-н (или "тов."?) Баянов, советую Вам сесть в машину времени (к сожалению, для этого Вам придётся создать её самому, ибо она ещё не создана) и отправиться в эпоху "лично дорогого Леонида Ильича" - или, ещё лучше, в эпоху "отца народов и лучшего друга всех советских физкультурников". Там Вы наконец найдёте столь милый Вашему сердцу всеобщий "одобрям-с"...
    Я же предпочитаю жить в стране, где у человека, который почему бы то ни было недоволен какими-то ни было действиями властей, есть полное право и возможность открыто высказать это недовольство - вне зависимости о того, как я сам отношусь к позиции такого "критикана".
    08:57
    02.01.2014
  • Где же смирение и непротивление положенные священнику? Наверное, материальные блага более привлекательны для кураева, нежели духовные. А раз так - туда ему и дорога, такой не может быть духовным наставником.
    02:03
    03.01.2014
  • Богослов Кураев, кажется, образовывался в МГУ по специальности "Атеизм". Стоит ли удивляться результату?
    05:10
    03.01.2014
  • Alexander Belik в ответ пользователю Игорь (показатьскрыть)
    Игорь, никакое общество я не считаю демократичным, свободным, а короче -справедливым. Человечество еще не созрело до такового. Но некоторые европейские государства подошли к этому ближе остальных (Швеция, Норвегия, ... и ряд других). Россия там близко не стоит. Мало челом бьёт, наверное, по вашему.
    16:17
    03.01.2014

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.