Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Ленская: диагностика в детских садах нужна, оценки — нет

Декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
Какие изменения необходимы при доработке проекта ФГОС дошкольного образования и удастся ли в полной мере учесть международный опыт при его внедрении в детских садах, рассказала декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

Продолжается общественное обсуждение проекта федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Какие изменения необходимы при его доработке и удастся ли в полной мере учесть международный опыт при его внедрении в детских садах, в интервью РИА Новости рассказала декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

— Елена Анатольевна, вы входили в рабочую группу по созданию проект стандарта. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы в сегодняшней версии документа?

— В целом стандарт получился удачным, и если изменения и нужны, то скорее редакторские. Согласно новому закону "Об образовании", стандарт становится документом прямого действия, то есть его теперь должны понимать не только составители примерных образовательных программ, но и педагоги, а главное — родители. Тем не менее, пока язык стандарта больше рассчитан на экспертное сообщество.
Так, слишком жестко, мне кажется, сказано, что ребенка в детском саду нельзя оценивать. Мы, эксперты, понимаем, что речь идет именно об оценках, которые в дальнейшем могут стать основанием для ранжирования детских садов и "наказания" тех, где большинство детей получит низкие баллы. Так было с ЕГЭ в школах, и мы категорически не хотим, чтобы эта ситуация повторилась в дошкольных учреждениях.

При этом никто не собирается запрещать диагностические исследования по проверке развития речевых или иных компетенций, наличия проблем в развитии и подобного. Но родители могут легко решить, что стандарт вовсе запрещает всякую диагностику. Стоило бы прописать такие моменты более точно, а чтобы исключить разность трактовок, снабдить стандарт пояснительным тезаурусом.

— Разработчики стандарта всячески открещиваются от "школяризации" дошкольного образования, то есть привнесения школьных методов в практику детских садов. Всегда ли такой подход оправдан?

— Не только педагоги, но и многие родители часто рассматривают детсад только как подготовку к школе — хотят, чтобы детей научили читать, писать и считать как можно раньше. Но авторы стандарта действительно попытались уйти от попыток превратить детсад в школу для самых маленьких. Хотелось бы, чтобы родители поняли, с чем это связано.

Авторы стандарта знают, что в мире есть несколько подходов к дошкольному образованию. Скандинавский подход предполагает упор на развитие социальных навыков — инициативности, умения общаться со сверстниками и со взрослыми. А вот в Великобритании, как, впрочем, и в России до недавнего времени, преобладал подход, предполагающий, что в детском саду нужно обязательно заложить основы грамоты. Однако международные сравнительные исследования начальной школы показывают, что дети в скандинавских странах потом демонстрируют более высокие образовательные результаты, нежели британские, а кроме того, меньше болеют и лучше развиваются. И поэтому современные тенденции в развитии дошкольного образования направлены на воспитание социальных навыков, в первую очередь.

По-моему, чтобы объяснить родителям смысл такого подхода, нужно просто добавить в текст соответствующие пояснения и ссылки на международные сравнительные исследования.

— В какой мере скандинавские традиции приемлемы для России? Не получится ли так, что идею мы позаимствовали, а реализовать в силу неких российских особенностей не смогли?

— В скандинавских странах четко соблюдается соотношение числа детей и взрослых в группе: не менее двух взрослых на семь детей 3-х — 6-ти лет. У нас даже в ясельных группах норматив выше. В стандарт были заложены более реалистичные для России цифры: один взрослый на семь детей-трехлеток. После обсуждения в Минобрнауки даже они исчезли. Я опасаюсь, что, если в стандарте будут названы лишь цифры предельной наполняемости групп, на них начнут, как у нас часто происходит, ориентироваться как на минимальные. Гуманистическое воспитание, о котором говорится в стандарте, невозможно в ситуации, когда на одного педагога приходится 20 детей.

— Во время обсуждения стандарта ряд экспертов, в частности, директор Центра образования "Царицыно", член Общественной палаты Ефим Рачевский, высказывали мысль, что воспитатели детсадов должны иметь высшее образование. Как вы оцениваете эту идею?

— По словам многих директоров школ, педагоги начальной школы, оканчивающие педагогические училища, часто справляются с работой лучше, чем выпускники вузов, — у первых больше практики и мотивации. Так что я не вижу во всеобщем высшем педагогическом образовании для воспитателей особого смысла.

Но подготовка их, конечно, должна измениться. В скандинавских странах приоритет для педагога — комфортная психологическая ситуация для ребенка. У нас, к сожалению, унижать и наказывать — неотъемлемая часть воспитательного процесса. От этой мысли нужно избавить педагогов, в первую очередь. А в каком учебном заведении можно будет получить такую подготовку, в колледже или вузе, уже не столь важно.

Подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Общество
Обсуждение
2 пользователя оставили 3 комментария
  • Для комфортной психологической ситуации для ребенка, должна быть психология признана в стране. А жизнь любого человека - это не подготовка ни к чему, а просто жизнь здесь и сейчас. И диагностика личности - это не диагностика школьных умений. А для вас - это всегда будет оценка и подготовка к школе, для чиновников. А значит и для всех нижестоящих.
    12:31
    30.07.2013
  • 6«Я опасаюсь, что, если в стандарте будут названы лишь цифры предельной наполняемости групп, на них начнут, как у нас часто происходит, ориентироваться как на минимальные. Гуманистическое воспитание, о котором говорится в стандарте, невозможно в ситуации, когда на одного педагога приходится 20 детей.»
    Вы что совсем ни хрена не знаете положение с детсадами? Что ПОЛОВИНА детей России не имеет возможности посещать детсад, нет мест. Что президент Путин поставил задачу обеспечить всех трехлеток к 1 января 2016 года, а главный коновал России Онищенко уже письмо написал – отменить санитарные нормы детям, предельная численность еще два года назад ВЫБРОШЕНА. Теперь 2 м. кв. на ребенка и эту норму Онищенко выбросил!
    Как вы разрабатывали, коли вообще профаны в этом вопросе. А сейчас уже 25 на воспитателя на 10,5 часов работы. А для выполнения поручения Путина засунут и 30, а где то и 40! Почему не поставили, как раньше 15-20? Жульничаете господа!
    23:23
    08.08.2013
  • 7«И поэтому современные тенденции в развитии дошкольного образования направлены на воспитание социальных навыков, в первую очередь.»
    Лучшая социализация в колонии. Поэтому разработчики ВЫБРОСИЛИ предельную численность. Выбросили из стандарта ВСЕ образование, только игры детей сами с собой, социализация в группе с 30 гавриками! Сделали вы это преднамеренно в соответствии с новым законом Об образовании. За все остальные подготовку к утреннику, музыкальные занятия и прочее заплатит РОДИТЕЛЬ! Этот «стандарт» залезает в карман родителей, учить ничему не должны! Родители нутром чувствуют, что надо учить, знать чтение уже в 5 лет, эти высокопоставленные чиновники, деканы, профессора, ни хрена не знают, только выполняют политический заказ Путина – ликвидировать все дошкольное образование, свести его к зарплате воспитателей, вместо 6-10 тыс. отделаться от родителей 2 тыс. на истинное образование по Путину!
    23:36
    08.08.2013

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.