Рейтинг@Mail.ru
Разработчики единого курса истории спорят о роли революций и ВОВ - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разработчики единого курса истории спорят о роли революций и ВОВ

Читать ria.ru в
К 17 июня должен быть представлен проект концепции школьного курса истории. Между тем ученые не пришли к единому мнению, как трактовать норманнскую теорию создания российского государства, как оценивать советскую концепцию крепостничества, как изучать Первую мировую и Великую Отечественную войны.

МОСКВА, 11 июн — РИА Новости. Вопросы формирования российской государственности, проблемы революций в России и современные трактовки истории Великой отечественной войны являются наиболее острыми моментами при создании единой концепции школьного исторического курса, сообщил во вторник РИА Новости заместитель директора Института российской истории РАН, один из ее разработчиков Сергей Журавлев.

В апреле президент РФ Владимир Путин поручил правительству к декабрю разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Проект концепции должен быть представлен к 17 июня.

Разные трактовки

Как менялись границы России на протяжении веков
Как менялись границы России на протяжении веков
"Есть довольно много вопросов, которые активно обсуждаются. Например, проблемы создания российского государства, как оно создавалось, при участии варягов или норманнов. Как трактовать норманнскую теорию. Много вопросов связанных со спецификой русского государства, насколько правомерно говорить об отставании от других, либо это был самостоятельный путь развития", — отметил Журавлев.

Также ученые спорят по поводу традиционной советской концепции крепостничества. По словам историка, большие территории России — Север, Сибирь — были свободны от крепостного права, и это заставляет пересматривать многие привычные представления о крепостническом характере нашего государства. "Затем проблемы межнациональных отношений, начиная с периода татаро-монгольского ига <…> Дальше — процесс расширения территории России, колонизации, была ли Россия колонией в традиционном понимании этого слова или это была особая система отношений между центром и регионами", — сказал эксперт.

По его словам, у историков есть более менее устоявшиеся точки зрения, и есть возможность прийти к консенсусу по спорным моментам. "Также есть разные трактовки того, насколько передовой державой была Россия накануне Первой мировой войны <…> Ну и сами революции, вызывают острые и дискуссионные вопросы. Ленин, Сталин, трактовка репрессий, вклада Советского Союза в победу во Второй мировой войне", — отметил собеседник агентства.

При этом он отметил, что дискуссии и споры в науке — это нормальный и нужный процесс. "Существуют более или менее признанные факты и оценки, существуют андеграундовые и маргинальные вещи. Историки могут не сходиться в каких-то деталях, но в принципиальных вещах, если они профессионалы, как правило, сходятся. Поэтому мы хотели бы, чтобы эти принципиальные вещи, по которым можно найти консенсус, и вошли в учебник", — отметил Журавлев.

Пример из повседневности

Катерина Борзунова
Новый учебник истории – шанс вернуть забытых героев
По словам разработчика концепции, все психологи и педагоги сходятся во мнении, что ученикам средней школы сложно давать дискуссионные проблемы для того, чтобы они формировали свое собственное мнение. "Школьникам нужна канва, вокруг которой существует научный консенсус. Несмотря на то, что в науке есть много дискуссионных вопросов, все-таки можно дать общепризнанные научные представления, которые послужат исторической основой", — считает эксперт.

Журавлев отметил, что при формировании концепции учитывалась не только отечественная историография, но и мировая. "То есть это будут самые новые знания о нашем прошлом, которые мы хотели бы дать в форме доступной для учащихся, тем самым мы соединяем лучшие достижения науки, специфику возраста учащихся, особенности школьной программы", — сказал историк.

Также разработчик заметил, что изучение истории должно проходить в комплексе с другими школьными предметами, чтобы знания, полученные на уроках литературы, использовались на уроках истории.

"Мы предлагаем меньше внимания уделять политической истории, а сделать акцент на культурные аспекты и историю повседневной жизни, чтобы все-таки школьник имели представление не только о том, как у нас развивалась история кремлевской власти, но и о том, как жили обычные люди в разные периоды. Это всегда ближе и понятнее школьникам. Практика показывает, что через все эти аспекты лучше усваивается материал, и через историю повседневности можно показать и другие проблемы, в том числе, политические", — резюмировал Журавлев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала