Рейтинг@Mail.ru
Смирнова: учеба в детских садах заменила игру - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смирнова: учеба в детских садах заменила игру

Читать ria.ru в
В начале декабря в Общественной палате РФ состоится Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Почему дошкольное образование становится подготовкой к школе, в интервью РИА Новости рассуждает научный руководитель учебно-методического центра «Игры и Игрушки» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Елена Смирнова.

В начале декабря в Общественной палате РФ состоится Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Почему дошкольное образование становится подготовкой к школе, в интервью РИА Новости рассуждает научный руководитель учебно-методического центра «Игры и Игрушки» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Елена Смирнова.

- Елена Олеговна, чего не хватает современным детским садам в плане педагогических подходов?

- Меня очень тревожит факт, что сейчас детский сад становится исключительно подготовкой к школе. Практически исчезла свободная игра детей. Они все время чему-то учатся под руководством воспитателей - писать, читать, рисовать, лепить... Это неправильно. Свободная игра - необходимая часть жизни ребенка 4-6 лет. Именно в процессе ролевой игры с другими детьми он учится чувствовать время, усваивает правила поведения. Игровая роль позволяет взглянуть на себя со стороны, осознать свое поведение. В игре развивается самосознание, воображение.

Результат дефицита игры - некоторые особенности современных младших школьников, какие повсеместно отмечают педагоги. Дети не умеют планировать свое время, не способны занять себя самостоятельно - естественно, ведь в детском саду за них все это решал воспитатель. Дети не понимают, что такое «правила», агрессивны, у них слабое воображение. Появляются не очень характерные для детей 8-9 лет особенности поведения - сейчас школьники гораздо чаще, чем раньше, приносят в школу игрушки и играют, как маленькие, на переменах. Или, напротив, носятся, как малыши, визжат, все время дерутся...

- Это мировая тенденция или особенность России?

- Не так давно во всем мире наблюдался чрезмерный уклон в когнитивную, образовательную составляющую дошкольного обучения. Сейчас тенденция изменилась. Не так давно я была в Лондоне, там демонстрировали очень интересный проект создания и оборудования детских игровых площадок, которые были бы приспособлены для свободной игры детей разного возраста (от 5 до 15 лет) - там и тарзанки, и лестницы, по которым можно лазать, и песок для строительства замков... Даже костер можно разводить!

- Возражением против тарзанок и костров будут соображения безопасности...

- Именно так объясняют необходимость постоянного контроля воспитателей за детьми в детских садах. На самом деле это наиболее опасно для ребенка. Если он все время находится в ситуации, когда взрослые не дают ему свободно двигаться и даже коленку себе оцарапать, у него не формируется представления о последствиях запрещенных действий. Ребенок понимает: его безопасность - в руках воспитателей и родителей, и он не может обеспечить её себе самостоятельно. В нем формируется подсознательное убеждение, что никогда ничего плохого с ним не случится. В результате рано или поздно ребенок все равно найдет место, где можно ползать и лазать, будь это сто раз запрещено, но он не сумеет подстраховаться - ему и в голову не придет, что это может быть опасно.

Я думаю, игра из детских садов уходит сейчас в основном в связи с их укрупнением - и с нежеланием (или неумением?) играть самих воспитателей. Организовать игру  25 детей сложнее, чем 15. Куда проще посадить их что-нибудь рисовать - и следить, чтобы все только этим и были заняты.

- Ваш центр занимается экспертизой игрушек для дошкольных учреждений. Как вы оцениваете оборудование в современных детских садах?

- В московских детских садах, на мой взгляд, фактически запрещены все виды игрушек, которые могли бы способствовать развитию детских игр. Для ребенка бесполезны полностью готовые игрушки - все эти пластмассовые парикмахерские и медицинские кабинеты закрывают возможность что-либо менять, делать что-то своё.  Игрушка должна оставлять простор для того, чтобы ее можно было достроить, доделать по-своему. Очень полезны куски ткани, которыми можно, например, накрыть стол и объявить его домиком; палочки, шишки, каштаны, кружочки из бумаги - все то, чему в процессе игры можно придать любое значение. Такие игрушки развивают детское воображение, творчество. Но все это запрещено российскими СанПиНами. Игрушки, которыми сейчас оборудованы детские сады, воспитывают потребителей, привыкших ко всему готовому. Даже фрукты и овощи - полные копии настоящих. Это скорее муляжи, чем игрушки.

Я понимаю смысл этих требований: они направлены на то, чтобы избежать аллергий и болезней. Поэтому, скажем, запретили мягкие игрушки, очень полезные для эмоционального развития. Но дети в детских садах все равно болеют. Несмотря на то, что там сейчас каждому положен отдельный шкафчик для курточки, чтобы ни один «чужой» микроб не прорвался.

Исключения есть, но их немного - еще сохранились детские сады, работающие по принципам вальдорфской педагогики, детский сад при «Школе самоопределения», созданной известным педагогом Александром Тубельским. Возможно, иначе работают частные детские сады. Но в целом тенденции грустные.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала