Полет Германа Титова в космос был продолжительнее и не менее опасным, чем полет Гагарина. Но как бы то ни было, Титов навсегда остался только вторым. 6 августа 1961 года голос из радиоприемника сообщил всему миру о новом космическом триумфе СССР - первом в мире суточном полете в космос советского космонавта.
Второй в истории человечества полет в космос вслед за Юрием Гагариным совершил Герман Титов. 6 августа 1961 года в девять часов утра по московскому времени на космическом корабле "Восток-2" он поднялся на околоземную орбиту и провел на ней 25 часов 11 минут, облетев Землю 17 раз - столько космических зорь впервые увидел человек.
Второй космонавт мира сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов.
Герман Титов в детстве не мечтал быть летчиком: "Все решилось, когда к нам в школу пришел пилот, мне так понравились его начищенные ботинки и роскошные брюки... и я попал в авиацию". Он стал образцовым летчиком - абсолютное здоровье и блестящий аттестат. Правда, была одна "четверка" по поведению. За месяц до окончания училища он ушел в самоволку, за что его чуть не отчислили.
В апреле 1961 года СССР предстоял первый космический полет. Рассматривались 2 кандидатуры на "роль" космонавтов: Гагарин и Титов. Оба космонавта были русскими. Но Гагарин из Гжатска, со Смоленщины - исконной российской земли, а Титов - с Алтая. Алтай тоже, конечно, не Никарагуа, но все же нет в нем тех исторических корней, которые есть в Смоленщине. И почему у первого космонавта, русского человека, не русское имя- Герман? Юрий - лучше. Оба из деревни. Гагарин учился в ремесленном училище на формовщика-литейщика и закончил школу рабочей молодежи, это приобщало его к рабочему классу. Даже то обстоятельство, что у Юры были две дочки, а маленький сынок Германа умер вскоре после рождения, и детей тогда у него не было, тоже было отмечено мандатной комиссией. Объясняя выбор Юрия Гагарина, Герман Титов написал: "Есть что-то символическое в жизненном пути и биографии Гагарина. Это - частичка биографии нашей страны. Сын крестьянина, переживший страшные дни фашистской оккупации. Ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба, летчик. Этой дорогой прошли тысячи и тысячи сверстников Юрия. Это дорога нашего поколения..."
Герман Титов, который был человеком амбициозным, всю жизнь очень страдал оттого, что не он стал первым космонавтом планеты. Это тяготило его, подтачивало, не давало покоя.
"Впервые я почувствовал, что полетит первым Гагарин, перед отлетом на космодром, - вспоминает Герман Титов. - Мы ездили тогда в Москву: на Ленинские горы, потом на Красную площадь, к Мавзолею. И я заметил, что фотокорреспонденты и кинооператоры больше других снимают Юру. И подумал: "Значит, все-таки Юра..." Хотя ничего еще не было решено, и я, конечно, надеялся, что первый полет могут доверить и мне...".
В итоге первым пилотом полетел Гагарин, а Титов - запасным.
Центр по подготовке космонавтов в шутку стали называть курсами по подготовке Героев Советского Союза. В космос Гагарин полетел старшим лейтенантом, а приземлился он уже майором. Слетавший космонавт мгновенно становился всемирно известным. Из коммуналок семьи переезжали в огромные квартиры, им дарили машины и дачи. Кто не летал, стал ощущать себя человеком второго сорта.
Второй полет должен быть сложнее. Королев настаивал, что он установит новый рекорд, но остальные были в сомнениях, особенно медики - как человек целые сутки будет переносить невесомость? Но решено было - лететь... Времени для подготовки отводилось очень мало, а программа была предельна нагружена. Как тогда казалось скептикам, она была "на грани человеческих возможностей". Космонавты тренировались, изучали корабль, учились жить в невесомости. Решено было лететь Титову.
Из космоса Титов докладывал, что чувствует себя отлично, но это было неправдой. С первого витка ему стало плохо, его тошнило, болела голова. Есть он не стал, а на Землю передал, что все очень вкусно.
После 5-го витка он должен был уходить в глухую зону - связь будет прервана оставшиеся полпути. Титов должен был выбрать - если хочет вернуться, то достаточно произнести кодовое слово. Ему было плохо физически, но он стиснул зубы и слова этого не произнес.
Титов лег спать. В положенное время штаб попытался связаться с космонавтом, но ответа не последовало. Титов не отвечал на запросы, а Королев не выносил неопределенности и неизвестности. "Заснули ваши солдаты и офицеры", - накинулся он на дежурного по в/ч. Все оказалось просто: заснули не солдаты и офицеры, а космонавт. Выяснилось, что в космосе можно не только спать, но и "проспать"! Тут же было дано задание разработать ТЗ для часовой промышленности на космический будильник.
Точка приземления Германа Титова была в районе Саратова. На высоте 7 км сработала катапульта, раскрылся парашют. Оглядевшись, космонавт с ужасом увидел, что его несет на железную дорогу, а на перерез, как в кино, мчится поезд. Вернуться из космоса и погибнуть под колесами поезда - глупее не придумаешь... Титов приземлился в 5 км от железнодорожных путей.
На волжской даче, прежде чем уложили его на медицинские пробы, он радостно осушил бутылку пива, но сделал это так весело, что ни у кого из врачей рука не поднялась осудить его за нарушение послеполетного водно-солевого режима. До заседания Госкомиссии он усадил рядом с собой Николаева, Поповича, Нелюбова и Быковского и сказал: "Плохо дело, ребята. Очень хреново себя чувствовал. Что делать будем? Вас подводить не хочу, но и правду скрывать нехорошо". Все дружно решили: надо говорить правду.
На Госкомиссии рассказ Титова многих огорчил. И в первую очередь - Королева. Было принято решение работать дальше, совершенствуя условия.
После полета в космос Герман Титов с отличием окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, Академию Генштаба, потом занимал ряд важных постов в Министерстве обороны. Он ушел из армии в 1991 году, после развала Советского Союза. На его глазах и при его непосредственном участии СССР стал космической державой, последние же десять лет своей жизни он боролся за спасение отечественных космических программ в качестве президента Федерации космонавтики России и депутата Госдумы от КПРФ.
Свой космический полет Герман Титов всегда считал "не подвигом, а своим долгом, долгом воина, гражданина Советского Союза, своей обязанностью, работой". А когда на одной из пресс-конференций после полета в космос его спросили, что бы он посоветовал американским астронавтам, чьи космические успехи терялись на фоне достижений СССР, Титов ответил: чтобы выбраться на орбитальные полеты, нужно иметь "надежную стартовую площадку". И посоветовал американцам строить социализм. Потому что "220 миллионов советских людей", - вот сила, которая поднимала к звездам советские космические корабли.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников