24 июля отмечает юбилей Ирина Мирошниченко.
Ирина Петровна - коренная москвичка, но родилась в эвакуации, в Барнауле. В детстве она мечтала научиться играть на арфе, но разместить подобный инструмент в их крохотной квартирке было невозможно, и 6-летняя Ирина, отданная родителями в училище имени Гнесиных, осваивала в течение года игру на скрипке и начала учить французский язык.
Мать Ирины Петровны училась актерской профессии у А.Я.Таирова. Но после ареста первого мужа ее карьера, не успев начаться, закончилась навсегда. Тяга к актерству передалась дочери. В 1961 году Ирина Мирошниченко поступила в Школу-студию при МХАТ. Съемки студентов в кино руководством и мастерами Школы-студии не поощрялись, но тем желаннее для студентов делалась даже самая маленькая роль в фильме. Такую роль в картине Георгия Данелия "Я шагаю по Москве" (1963) Мирошниченко получила совершенно случайно, не приложив к этому никаких усилий. Московская девушка Катя, сестра главного героя Кольки (в исполнении Никиты Михалкова), появилась только в одном эпизоде картины, но запомнилась зрителю. После школы-студии Мирошниченко сразу была принята во МХАТ, где и играет по сей день.
В самом начале мхатовской карьеры предложение сыграть в родном театре старшую сестру Ольгу в "Трех сестрах" А.П.Чехова застало актрису врасплох: Мирошниченко испугалась, хватит ли ей опыта и мастерства. Но она все-таки рискнула, и сыгранная роль показала, что молодая актриса обладает не только блестящей внешностью, но и незаурядным талантом.
Кино поначалу не занимало большого места в жизни Ирины Петровны, но эта ситуация постепенно менялась. Первой большой ролью актрисы стала разведчица Галина Ортынская в фильме Антона Тимошинина "Их знали только в лицо" (1966). Но гораздо важнее оказалась для Мирошниченко встреча с Андреем Арсеньевичем Тарковским, которая произошла при весьма прозаических обстоятельствах - за обедом в ресторане.
Актриса рассказывает: «Я любила пообедать в «Национале» с 12 до 13 часов, позволяла себе это редко, но все же позволяла! Однажды за обедом случайно меня увидел режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский. На другой день - звонок с «Мосфильма»: пригласили сниматься в фильме «Андрей Рублев».
Там актриса исполнила почти незаметную, но очень значимую в сложной структуре фильма роль Марии Магдалины. Те, кто уже наблюдал за карьерой Ирины Петровны, удивлялись не только тому, что в этом фильме актриса очень точно следует режиссерскому заданию, но и тому, что у нее совершенно библейский тип лица.
По иронии судьбы, именно Ирина Петровна сломала стереотип о блондинках.
Кинорежиссеры не давали ей достойных ролей из-за красоты - яркая блондинка, она никогда не меняла цвет и длину волос. Когда Кончаловский выбрал ее на роль Елены Андреевны Серебряковой в «Дяде Ване», это было воспринято в штыки. Но режиссер, отвечая на вопрос журналистов о мотиве своего решения, ответил просто и емко: "Мирошниченко не выглядит смешно за роялем". Таким образом, были впервые оценены аристократизм актрисы, ее сдержанность, тонкость в передаче самых сложных чувств, наконец, ее интеллект. После этого актрисе начали предлагать драматические роли.
Роман Виктюк поставил для нее бенефис, в котором она удивила зрителей уже как певица. С первой песни "Ах как жаль" Ирина Мирошниченко сотрудничает лишь с одним автором. Это поэт и композитор Андрей Никольский. Вместе с ним Ирина Петровна выпустила несколько компакт-дисков, музыкальных альбомов, пластинок, подготовила сольный концерт к 850-летию Москвы "Коренная москвичка". С этой программой как певица Ирина Мирошниченко объездила много городов России, выступала перед многотысячной аудиторией в Нью-Йорке и обрела своего нового зрителя, который узнал и открыл ее для себя уже не только по фильмам и спектаклям, но и по песням.
Королева сцены не боится бытовых проблем: «Если нужно, многое могу сделать сама, в принципе, умею приготовить любой кулинарный изыск».
За рулем она с 18 лет. "Авто"-биография актрисы началась в семидесятых годах - когда женщин за рулем еще было очень мало - с "Москвича"-универсала.
«Потом у меня была "Лада"-трешечка, девочка такая, красненькая, - рассказывает Мирошниченко. - Потом уже появилась иномарка, американская - «Плимут-воларе», которая крутилась одной рукой очень легко. Из японских гастролей я привезла «Мазду» - села за правый руль... В дальнейшем был еще один «японец» - «Ниссан» с правым рулем. А потом пересела в «Мерседес» (126-я модель), и все. Уже лет семь прошло. Менять не хочу, я его обожаю. И он - мой друг».
Актриса считает, что за рулем у нее «мужской и профессиональный характер»: «Женщину за рулем определяю за километр. Вот вчера стою около магазина, выхожу, смотрю - меня заперла машина. И понимаю, что это только женщина могла сделать, более того, я уже знаю, кто она социально, какая примерно у нее профессия и как она выглядит. И самое главное, я знаю ее реакцию: она никогда не скажет «извините», а будет говорить - вы что, не могли крикнуть погромче, что я вам мешаю!?»
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников