Рейтинг@Mail.ru
Семенов: математическое образование может стать преимуществом РФ - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Семенов: математическое образование может стать преимуществом РФ

© Фото : Предоставлено ГУ-ВШЭРектор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАН и РАО Алексей Семенов
Ректор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАН и РАО Алексей Семенов
Одна из конференций международного форума «Евразийский образовательный диалог», который состоится 17-19 апреля в Ярославле, будет посвящена математическому образованию. На ней планируется обсудить проект Концепции математического образования, разработанный группой экспертов в соответствии с указом президента РФ.

Одна из конференций международного форума «Евразийский образовательный диалог», который состоится 17-19 апреля в Ярославле, будет посвящена математическому образованию. На ней планируется обсудить проект Концепции математического образования, разработанный группой экспертов в соответствии с указом президента РФ. Об основных идеях проекта в интервью РИА Новости рассказал ректор Московского института открытого образования, академик РАН Алексей Семенов.

- Алексей Львович, почему именно математическое образование было упомянуто в указе президента?

— Математическое образование может стать частью нашей национальной идеи, конкурентным преимуществом страны. Глупо рассчитывать, что мы сможем делать кастрюли и светодиоды дешевле, чем другие страны. А высокая математическая культура — это база для инновационных разработок, в первую очередь в информационных технологиях.

- Правомерно ли утверждение, что российское математическое образование сейчас находится в кризисе?

— Имеют основания выводы о снижении уровня математического образования, если сравнивать нынешнюю ситуацию с периодом 1955-1975 годов.

Одна из проблем — отсутствие целеполагания. Массовому сознанию не ясна цель: зачем учить математику, если, как принято считать, в стране недостаточно работы для инженеров? Хотя, на самом-то деле, потребность в инженерах растет.

На качество изучения математики в школе повлияли социальные проблемы 1990-х годов, когда учителям зарплату не платили, и эту профессию выбирали не лучшие выпускники. То, что и сегодня массовой школе не удается адаптироваться к социальным изменениям, отражается и на математике.

- О каких уровнях математического образования идет речь в проекте концепции? О подготовке профессиональных математиков? О преподавании математики в школах?

— В концепции говорится о необходимости формирования математической культуры в целом.

Важнейший общий, сквозной принцип — это построение обучения вокруг деятельности: ученики должны постоянно решать новые для себя задачи. Для студентов-математиков это задачи исследовательские, для будущих педагогов — олимпиадные и связанные с обучением самых разных школьников, для студентов-экономистов или инженеров — задачи в прикладных областях. Те, кто их учат, должны быть профессионалами, способными решать эти же задачи, обладающими педагогическими способностями и склонностями, готовыми сами учиться в течение всей жизни.

Начинается все с «дошкольной математики»: в раннем возрасте формируются математические и логические представления и модели деятельности, по большей части – совсем не арифметические. В начальной школе очень важной будет наглядная, материализованная среда объектов математики и информатики, дети смогут самостоятельно открывать свойства и законы этих объектов. В основной школе будет расти роль реальной математики, анализа данных.

- Какие еще изменения ожидают математическое образование на школьном уровне?

— Мы исходим из того, что каждый ученик должен двигаться по «коридору ближайшего развития», постоянно решая новые и сложные, но посильные для него задачи. Его индивидуальный прогресс и трудности, с которыми он сталкивается, будут автоматически фиксироваться в информационной среде и учитываться учителем.

Что касается содержания образования, центральную роль должны играть самостоятельные логические рассуждения, применимые и вне математики, доказательства, построения математических моделей и соотнесение результатов моделирования с реальностью. В полной мере будут использоваться компьютерные математические инструменты. Никто не отменит таблицу умножения, но логика рассуждений и умение применять математику должны быть уравнены в правах с умением вычислять, а в вычислениях детям будут помогать компьютеры.

В рамках реализации концепции значительную поддержку получат ведущие математические школы и педагоги.

Конечно, все эти изменения будут заранее обсуждаться с учителями, и происходить они будут постепенно.

- Одно из недавних изменений — открытый банк заданий для ЕГЭ по математике. Как вы оцениваете его эффективность?

— Благодаря открытому банку данных учителя, родители и ученики знают, что решение жизненных задач гарантирует прохождение порога ЕГЭ и одновременно – порога жизненной математической компетентности. Если выпускник школы способен решать задачи про расписание поездов или про выбор тарифного плана сотового телефона, если он понимает, что изображено на графике температуры или цены, то он освоил математику на том уровне, который необходим каждому человеку.

Одна из претензий к открытому банку заданий – что изучение математики заменяется подготовкой к ЕГЭ. Это не так. Наоборот: готовясь к ЕГЭ с помощью открытого банка, человек изучает математику, в том числе новые элементы, которые, возможно, раньше оставались за рамками уроков.

- Чего вы ждете от обсуждения проекта концепции на конференции в Ярославле?

— На таком широком форуме концепция будет представлена впервые. Надеюсь, что обсуждение будет плодотворным и привлечет к себе внимание коллег.

Подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала