Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг школ повышенного уровня: за русским языком идите в физматшколу - РИА Новости, 23.04.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Рейтинг школ повышенного уровня: за русским языком идите в физматшколу

Гимназии, лицеи, центры образования традиционно привлекают родителей, которые мечтают дать своим детям качественное образование и открыть им путь в лучшие вузы страны. Однако все ли школы, заявляющие о своем особом статусе, могут оправдать его на деле? Рейтинг школ повышенного уровня поможет родителям и педагогам найти ответ на этот вопрос.

Анна Курская, РИА Новости

Гимназии, лицеи, центры образования традиционно привлекают родителей, которые мечтают дать своим детям качественное образование и открыть им путь в лучшие вузы страны. Однако все ли школы, заявляющие о своем особом статусе, могут оправдать его на деле? Рейтинг школ повышенного уровня поможет родителям и педагогам найти ответ на этот вопрос.

Рейтинг школ повышенного уровня, подготовленный РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) в рамках проекта «Социальный навигатор» вышел в этом году во второй раз. География исследования с 2012 года существенно расширилась. В рейтинг вошли 940 гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов из 24 регионов России – четверть от всех подобных учебных заведений страны.

Данные для рейтинга были предоставлены региональными органами управления образованием. К сожалению, в исследование не вошли школы Москвы и Санкт-Петербурга, так как департаменты образования обеих столиц не стали принимать участие в проекте.

«В прошлом году в рейтинге на добровольной основе участвовали 13 московских школ. Естественно, почти все они оказались наверху. Нам бы хотелось видеть в нашем исследовании хотя бы одну  столицу — Москву или Санкт-Петербург. Тогда у нас была бы представительная картина для всей России», — рассказал РИА Новости автор методики рейтинга, руководитель Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования, исполнительный директор Межрегиональной Ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) Марк Агранович.

Родителям и педагогам

Рейтинг школ повышенного уровня будет полезен тем родителям, которые достаточно мобильны при определении траектории развития своих детей, считает заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин.

«Опираясь на информацию из рейтинга, они могут выбрать для ребенка оптимальную образовательную стратегию», — полагает он.

В то же время участие в исследовании приносит очевидную пользу и школам, и региональным органам управления образованием. Составители рейтинга готовы предоставлять всем его участникам по запросу сведения о сильных и слабых сторонах их работы, чтобы скорректировать программу развития.

«Это хороший и перспективный инструмент, используя который, можно повысить качество школьного образования. Мы планируем использовать его с точки зрения методологии и методики для определения темпов развития в нашем регионе», — отметил Дмитрий Метелкин.

Региональным руководителям образования рейтинг поможет выявить лучшие школы для распространения успешного опыта и поощрения, школы, нуждающиеся в поддержке, и выявить некоторые системные проблемы школ с особым статусом, рассказала РИА Новости заместитель министра образования и науки Красноярского края Наталья Викторовна Анохина.

«Школы и общество информацию к размышлению получили. Рейтинг РИА Новости позволил школам увидеть свои позиции среди школ своей группы, и это стало поводом к широкому обсуждению качества образования как внутри школы, так и на уровне муниципалитета», — отметила она

Такое обсуждение, как правило, ведет за собой изменение в образовательной практике школ, а это значит, что может измениться уровень образования в школах по стране в целом, считает эксперт.

Парадоксы «продвинутых» школ

При составлении рейтинга эксперты оценивали возможности индивидуального развития учащихся, результаты и условия обучения, а также доступность школ. По их наблюдениям, большинство школ повышенного уровня вполне оправдывают свой особый статус и действительно дают ученикам высокий уровень подготовки. При этом школы из небольших городов нередко с успехом выдерживают конкуренцию со школами из столиц регионов.

Составители рейтинга пришли к выводу о том, что наилучшие возможности для индивидуального развития сегодня созданы в школах повышенного уровня Самарской и Томской областей и Красноярского края. Наиболее высокими образовательными результатами могут гордиться школы Томской, Вологодской и Ульяновской областей.

Лидерами по условиям обучения стали Калужская и Новосибирская области и Ямало-Ненецкий автономный округ. Наиболее доступным было признано обучение в школах повышенного уровня в школах Вологодской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Среди школ есть лидеры и по профилям обучения. Так, например, наиболее высокие учебные результаты продемонстрировали естественно-научные и физико-математические школы. Возможности индивидуального развития в наибольшей степени обеспечивали ученикам художественно-эстетические, спортивные школы и школы технического профиля.

Наилучшие условия обучения сложились в естественно-научных, физико-математических и языковых школах. Наиболее доступным стало обучение в спортивных и языковых школах, несмотря на то, что таких школ существенно меньше, чем, например, гуманитарных или физико-математических.

Некоторые выводы исследователей оказались достаточно неожиданными: оказывается, на результаты обучения в школе больше влияет наличие в ней разного рода творческих кружков и спортивных секций, чем образовательных кружков и курсов. Это же правило действует и в пределах одного села или небольшого города.

«Если в населенном пункте работают учреждения дополнительного образования, не важно, чем там занимаются – вышивают, поют или собирают авиамодели, — то в школах этого населенного пункта учебные результаты будут выше», — рассказал Марк Агранович.
По его мнению, это может быть связано с тем, что любая внеучебная деятельность сильно развивает интерес к обучению вообще, тренирует умение работать в команде.

«В кружках школьник приобретает социальные навыки, которые ему помогают, в том числе, и успешно учиться», — пояснил эксперт.

В кружок за Кафкой?

Несмотря на достаточно благополучную общую картину, выяснилось, что далеко не все школы повышенного уровня могут подтвердить свой статус на практике. Так, например, в некоторых гуманитарных гимназиях средний результат ЕГЭ по русскому языку ниже 50 баллов. При этом в школах физико-математической и естественнонаучной специализации средний балл ЕГЭ по русскому оказался выше, чем в гуманитарных школах.

Этот парадокс можно объяснить тем, что ученики естественно-научных школ сильнее мотивированы на обучение, в эти школы идут те, кто действительно хочет учиться и не боится нагрузок, полагает Марк Агранович. А гуманитарные школы, судя по результатам рейтинга, часто становятся школами не для самых успешных учеников в смысле способностей, интереса, мотивации, а для успешных родителей, и количество этих школ нужно сокращать.

«В гуманитарные школы часто идут за «тусовкой», из-за всяких «развлекаловок», хороших условий. Считается, что там можно не так много учиться, «выезжать» за счет хорошо подвешенного языка. А с физикой или математикой этого не получится. Да и двойку по литературе получить гораздо сложнее, чем двойку по математике», — отметил эксперт.

Действительно, в двойках по математике сегодня недостатка не испытывает никто. Ситуация с этим предметом сложилась достаточно непростая. Средний балл ЕГЭ по математике оказался ниже 50 баллов в каждой пятой (20%) физико-математической школе. Что касается гуманитарных, языковых и художественно-эстетических школ, то там средний балл ЕГЭ по математике в принципе не достигает 50. О каком повышенном уровне подготовки в таком случае можно говорить?

Нередко снижение уровня подготовки связано с элементарной нехваткой учителей высокой квалификации, пояснил Марк Агранович.

«Достаточного числа педагогов на такое количество школ в небольших городах нет, это приводит к профанации, когда в школе создают не «продвинутое» образование, а тепличные условия», — отметил он.

Чтобы поднять уровень преподавания в этих учебных заведениях, нужны серьезные организационные преобразования, считает эксперт. В то же время он предлагает развивать альтернативные способы индивидуальных образовательных траекторий — через дополнительное образование, кружки и курсы.

«Тогда, если я захочу изучать Ломоносова или Кафку, мне не обязательно придется идти в гуманитарную школу, я смогу сделать это в кружке», — резюмировал он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала