Ученые назвали пять вещей, которые продлевают жизнь - РИА Новости, 24.09.2018

Ученые назвали пять вещей, которые продлевают жизнь

© РИА Новости / Сергей Мальгавко | Перейти в медиабанк106 лет исполнилось старейшей жительнице Симферопольского района Крыма Агафье Дьячковой

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости, Альфия Еникеева. Ученые каждый год открывают гены, связанные с процессами старения в организме. Однако глобальные исследования показывают: продолжительность человеческой жизни зависит не только от генетики. Правильное питание и образ жизни подчас важнее плохой наследственности.

Меньше ешь, дольше живешь

Лабораторная мышь
Ученые доказали, что набирающая популярность кетодиета продлевает жизнь
Почти тридцать лет назад две независимые группы ученых из Национального центра изучения приматов в штате Висконсин и Национального института старения в Дикерсоне (США) запустили одинаковые эксперименты: набрали группы макак-резусов и стали кормить их низкокалорийными продуктами, ограничивая размеры порций. Результаты, полученные после двух десятков лет наблюдений, оказались прямо противоположными.

В первом случае обезьяны, сидящие на низкокалорийной диете, жили значительно дольше животных из контрольной группы и реже умирали от диабета, рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Их сородичам из Национального института старения повезло меньше — хотя они тоже были здоровее приматов из контрольной группы, жили обезьяны примерно столько же.

Спор разрешился, когда ученые объединили свои усилия. Выяснилось, что преклонного возраста достигали те макаки, которых посадили на низкокалорийную диету во взрослом возрасте. В среднем они жили на два-четыре года дольше сородичей из контрольной группы. Некоторые особи даже перешагнули рубеж в сорок лет, что примерно в полтора раза больше продолжительности жизни, характерной для этих приматов в неволе. Те же обезьяны, которых ограничивали в питании с самого детства, жили примерно столько же, сколько и обычные животные.

Исследователи предполагают, что эти результаты можно применить и к человеку, — homo sapiens все-таки относится к приматам.

© Иллюстрация РИА Новости . Источник: Mattison, J. A. et al. Caloric restriction improves health and survival of rhesus monkeys. Nature Communications 8, 14063 (2017), http://dx.doi.org/10.1038/ncomms14063Процент заболевших животных
Процент заболевших животных

Лечебное голодание

Фаст-фуд. Архив
Вредные привычки отнимают часы жизни, утверждают британские ученые
Ученые из Гарвардской школы общественного здоровья имени Т. Х. Чана в Бостоне (США) рекомендуют периодически голодать. Согласно их недавнему исследованию, временный отказ от пищи улучшает процессы энергетического обмена в клетках и позволяет дольше сохранять хорошую форму. Иными словами, регулярное непродолжительное голодание замедляет старение.

К такому выводу исследователи пришли, досконально изучив обмен веществ в организме круглых червей Caenorhabditis elegans. Оказалось, что одна из причин стремительного старения нематод (эти животные живут не больше двух недель) — нарушения в работе митохондрий, отвечающих за энергетику клетки. Со временем митохондриальные сети изнашиваются и начинают производить свободные радикалы, отравляющие клетки и нарушающие метаболизм. Однако если периодически снижать количество потребляемых калорий до минимума, то митохондрии смогут дольше работать в правильном режиме, что, в свою очередь, замедлит возрастные изменения (ведь клетки не будут страдать от действия свободных радикалов) и увеличит продолжительность жизни.