Российские медики научились предсказывать развитие кариеса - РИА Новости, 30.05.2018

Российские медики научились предсказывать развитие кариеса

МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Медики и физики из России и Австралии обнаружили в ротовой полости человека вещества, свидетельствующие о первых признаках развития кариеса, и выяснили, как его можно предотвратить, говорится в статье, опубликованной в EPMA Journal.

В стоматологическом кабинете
Ученые выяснили, почему кариозные бактерии не убивают сами себя
"Мы сформируем ряд практических рекомендаций и алгоритмов для практикующих стоматологов по проведению лечебно-профилактических мероприятий на ранних стадиях развития кариеса, когда кариозный процесс, разрушение эмали, только начинается", — заявил Павел Середин, физик из Воронежского государственного университета, чьи слова приводит пресс-служба Российского научного фонда.

Как объясняют ученые, кариес появляется из-за размножения нескольких штаммов стрептококка Streptococcus mutans и других бактерий, выделяющих кислоту в слюну и на поверхность зубов.

Из-за повышения кислотности слюна постепенно разъедает "цемент", склеивающий зерна эмали, в результате появляются микротрещины, в которых поселяются новые колонии бактерий. Это ускоряет процесс разрушения зуба и приводит к формированию кариозной полости.

Середин и его коллеги научились довольно точно предсказывать вероятность развития кариеса, обратив внимание на то, что появление кариозной инфекции заметным образом меняет химический состав слюны.

Женщина на приеме у зубного врача
"Плохие гены" не виноваты в развитии кариеса, заявляют ученые

Для проверки этой идеи они собрали группу из трех десятков студентов и аспирантов университета, часть из которых страдали от кариеса, и попросили их сдать образцы слюны и пройти обследование у стоматолога. Каждый образец ученые просветили при помощи ускорителя частиц, чтобы получить их спектр и понять, какие молекулы содержатся в слюне.

Оказалось, что с появлением вредных разновидностей стрептококков в слюне заметно сокращается концентрация неорганических соединений, в том числе ионов кальция, необходимых для починки микротрещин, и повышается доля жиров, эфиров и другой органики.

Наноматериал, защищающий пломбы от кариеса
Российские ученые создали вечные антикариесные нанопломбы

Эти изменения, предположили ученые, могут способствовать развитию кариеса, а на первых этапах  даже служить его главной причиной.

Руководствуясь этой идеей, российские ученые создали препараты, которые нормализуют химический состав слюны, и разработали биоматериал, идентичный здоровой эмали. И то и другое можно применять для борьбы с кариесом на первых стадиях его развития, не прибегая к болезненным стоматологическим процедурам, заключают ученые.