Палеонтологи нашли останки птенца одной из первых птиц на Земле - РИА Новости, 06.03.2018

Палеонтологи нашли останки птенца одной из первых птиц на Земле

© Raúl MartínПтенец птицы, живший на Земле 127 миллионов лет назад
Птенец птицы, живший на Земле 127 миллионов лет назад

МОСКВА, 5 мар – РИА Новости. Палеонтологи впервые нашли отпечатки тела и перьев новорожденного птенца, жившего на Земле 127 миллионов лет назад, что помогло им раскрыть некоторые тайны их эволюции, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Протоптица кофуциорнис. Слева – самка, справа – самец. Иллюстрация авторов статьи
Палеонтологи впервые смогли определить пол ископаемых протоптиц
"Эта находка, вкупе с десятками других подобных открытий по всему миру, позволяет нам заглянуть в мир древних птиц, живших во времена динозавров. Удивительно, что так много отличительных черт современных пернатых развились или уже существовали более 100 миллионов лет назад", — рассказывает Луис Чиаппе (Luis Chiappe) из Национального исторического музея в Лос-Анджелесе (США).

Сегодня среди палеонтологов нет согласия в том, как и почему предки птиц обзавелись перьями и крыльями. Часть ученых придерживается классической теории о том, что перья позволили птицам освоить новую экологическую нишу – воздушное пространство – недоступное для динозавров. Другие палеонтологи считают, что перья появились не ради полетов, а для обогрева тела или привлечения внимания самок.

Еще больше разногласий вызывает сам вопрос того, когда птицы научились летать. Многие палеонтологи считают, что это произошло достаточно рано, в конце юрского или в начале мелового периода, а другие указывают на то, что кости и мышцы протоптиц были слишком слабы для того, чтобы те могли не только планировать с ветки на ветки, но и взлетать в воздух в произвольной ситуации.

Многие эти дискуссии, как отмечает Чиаппе, можно будет разрешить, если палеонтологам удастся открыть достаточное количество останков птенцов древних птиц, чье крылья и скелет однозначно укажут на то, в какую сторону эволюционировали первые пернатые и для чего им нужны были крылья, перья и другие отличительные черты птиц.

Образец янтаря с застывшим птенцом
В Пекине показали застывшего в янтаре птенца возрастом в 99 миллионов лет

Чиаппе и его коллеги сделали первый шаг к раскрытию этих тайн, обнаружив, что многие древние птицы рождались беспомощными, подобно их современным "кузенам", изучая самые миниатюрные останки мезозойского пернатого существа, найденные год назад на раскопках в местечке Лас-Хояс в Испании, неподалеку от города Куэнка.

В начале мелового периода эта часть Иберийского полуострова, как и большая часть всей Европы в целом, была покрыта мелководным морем. На его дне сложились идеальные условия для формирования окаменелостей – там почти полностью отсутствовал кислород и другие агрессивные молекулы.