Астрономы нашли пару сверхтяжелых черных дыр, почти касающихся друг друга - РИА Новости, 19.09.2017

Астрономы нашли пару сверхтяжелых черных дыр, почти касающихся друг друга

© Фото : ESO/ M. KornmesserТак художник представил себе квазар
Так художник представил себе квазар

МОСКВА, 19 сен – РИА Новости. Астрономы обнаружили в галактике NGC 7674 пару сверхмассивных черных дыр, удаленных друг от друга всего на один световой год и готовых слиться в еще более крупный объект, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

"Эта пара черных дыр находится на расстоянии в примерно 400 миллионов световых лет от Земли, примерно в два раза ближе, чем черные дыры в галактике 4C +37.11 или в галактике OJ 287. Это, тем не менее, не сделает ее более удобной для наблюдений за гравитационными волнами, так как, в силу комбинаций факторов, их не увидят ни "пульсарные" детекторы вроде LIGO, ни даже eLISA", — пишут Прити Харб (Preeti Kharb) из университета Пуна (Индия) и ее коллеги.

Кадр моделирования столкновения двух черных дыр в космосе
Ученые впервые увидели, как черные дыры вращаются вокруг друг друга

Запуск обновленного детектора LIGO и обнаружение им нескольких всплесков гравитационных волн, порожденных сливающимися черными дырами, в очередной раз показали, что подобные события происходят во Вселенной достаточно часто. Тем не менее, на сегодняшний день ученым известны всего две галактики, где черные дыры находятся очень близко друг к другу — OJ 287 и 4C +37.11.

Небольшое число подобных объектов и большое расстояние до них мешают ученым изучать свойства подобных черных дыр, в том числе и то, какую роль их слияния могут играть в формировании галактик и в "удушении" процессов звездообразования в них.

Харб и ее коллеги дополнили их число еще одним интересным объектом, изучая "хвост" черной дыры в центре спиральной галактики NGC 7674, удаленной от нас примерно на 400 миллионов световых лет и расположенной в созвездии Пегаса. Его необычно большая длина – около двух тысяч световых лет – и структура давно заставляли ученых считать, что в центре этой спиральной галактики могут обитать не одна, а сразу две черных дыры.

Так художник представил две черных дыры в центре галактики Лебедь А
Ученые случайно открыли вторую гигантскую черную дыру в невидимой галактике

Наблюдая за ней при помощи радиоинтерферометра eVLA, "союза" нескольких радиотелескопов, объединенных в одну виртуальную радиотарелку, ученые обнаружили, что в ее центре имеются не один, а два источника радиоизлучения. Их высокая яркость и скорость движения указывают лишь на один возможный вариант их природы – оба они являются сверхмассивными черными дырами.

Общая масса этих черных дыр, по оценкам ученых, составляет около 36 миллионов масс Солнца, и они совершают один оборот вокруг общего центра массы примерно за 100 тысяч лет. Столь небольшая длительность "года" на этих черных дырах удивила Харба и ее команду, так как она означает, что эти объекты находятся очень близко друг к другу – их отделяет всего 420 световых дней, или 1,1 световых года.

Столь тесное соседство черных дыр и сам факт их вращения друг вокруг друга говорят о том, что они вырабатывают достаточно сильные гравитационные волны уже сейчас. Эти волны, несмотря на достаточно небольшое расстояние между NGC 7674 и Млечным Путем, нельзя увидеть ни при помощи LIGO, ни при помощи космического гравитационного детектора eLISA, постройка которого была недавно одобрена ЕКА.

Так художник представил себе разрыв звезды на части черной дырой в галактике Swift J1644+57
Гравитационная обсерватория LIGO открыла новый тип черных дыр

Причины этого, как объясняют ученые, разные – LIGO просто не приспособлен для обнаружения низкочастотных гравитационных волн, которые вырабатывают сверхмассивные черные дыры. В свою очередь, "треугольник" зондов eLISA, предназначенный для наблюдений за слияниями черных дыр-тяжеловесов, не увидит их по той причине, что масса объектов в центре NGC 7674 слишком мала для того, чтобы он мог их заметить.

С другой стороны, открытие первых реальных следов двух черных дыр в центре спиральной галактики говорит о том, что их столкновения и слияния с другими крупными "семьями звезд" не всегда приводят к рождению эллиптических галактик, процессы звездообразования в которых быстро гаснут из-за разогрева газа выбросами этих черных дыр. По всей видимости, существуют разные механизмы слияния галактик и черных дыр, которые ученые пока не открыли, заключают Харб и ее коллеги.