Домашняя пыль может вызывать ожирение, заявляют ученые - РИА Новости, 12.07.2017

Домашняя пыль может вызывать ожирение, заявляют ученые

© Fotolia / Photographee.euДомашняя пыль. Архивное фото
Домашняя пыль. Архивное фото

МОСКВА, 12 июл – РИА Новости. Большое количество пыли в домах людей может спровоцировать ожирение: ее частицы заставляют жировые клетки расти и накапливать в себе больше нутриентов, говорится в статье, опубликованной в журнале Environmental Science & Technology.

"Результаты наших экспериментов рисуют весьма тревожную картину, особенно в приложении к здоровью детей. В будущем нам следует детально изучить то, как эти вещества, содержащиеся в пыли, влияют на жировую ткань и на какие рецепторы ее клеток они воздействуют", — пишут Кристофер Кассотис (Christopher Kassotis) и его коллеги из университета Дьюка в Дареме (США).

Плавающий в воде мусор
Загрязнение воды пластиком с бисфенолом сделало рыбу сверхподвижной
По словам Кассотиса, за последние годы ученые открыли свыше тысячи различных синтетических и природных молекул, способных "встраиваться" в обмен веществ и нарушать работу эндокринной системы. Несколько десятков этих молекул напрямую влияют на жировую ткань, пищеварительную систему и центры аппетита в мозге человека и животных.

Распространение и накопление этих веществ, так называемых обезогенов, в среде обитания многие ученые связывают со стремительным развитием эпидемии ожирения, которая в последние два десятилетия охватила большую часть развитых и развивающихся стран.

Кассотис и его коллеги открыли один из самых опасных, распространенных и при этом неожиданных источников подобных соединений, изучая химический состав частиц обычной домашней пыли и их влияние на человеческие клетки.

Загрязнение воды может менять пол речных рыб, считают ученые
По словам биолога, идея провести подобное исследование возникла после того, как он заметил, что пыль может накапливать в себе молекулы различных растворителей, лаков, пестицидов и прочей "химии", используемой в домашних хозяйствах и способной повлиять на работу клеток человеческого организма. Ученый вырастил несколько колоний "заготовок" жировых клеток и ввел в них образцы пыли, которые он собрал в 11 разных домах в Дареме.

Сразу девять образцов заставили эти колонии расти, активно делиться и превращаться во взрослые адипоциты — клетки жировой ткани. После этого Кассотис проанализировал химический состав этих частиц пыли и выделил из них молекулы, которые наиболее сильно влияли на рост клеток.

Мышь из контрольной группы (слева) и грызуны, чьи матери пили воду с мышьяком (справа)
Загрязнение воды мышьяком вызывает ожирение и раннее взросление детей
В их число попали три очень распространенных вещества – пестицид пираклостробин, терт-бутил-фенил-дифенил-фосфат (огнестойкая добавка из многих лаков и спреев), а также дибутилфталат (популярный компонент красок, клеев и действующее вещество многих средств от комаров).

Ученый выяснил, что всего трех миллиграммом пыли с этими веществами было достаточно, чтобы запустить процесс превращения "заготовок" жировых клеток во взрослые адипоциты и заставить их стремительно набирать вес. Поэтому, по мнению Кассотиса и его коллег, домашняя пыль может быть одним из главных "пособников" эпидемии ожирения, наряду с низким уровнем физической активности и высококалорийной и жирной пищей.