Ученые выяснили, откуда взялись недавние следы воды на Марсе - РИА Новости, 14.06.2017

Ученые выяснили, откуда взялись недавние следы воды на Марсе

© Фото : NASA/JPL/University of ArizonaСледы потоков воды в кратере на Марсе
Следы потоков воды в кратере на Марсе

МОСКВА, 14 июн – РИА Новости. Следы воды  на поверхности Марса, найденные в последние годы спутниками НАСА, возникли из-за таяния льдов на кромках крупных марсианских кратеров после падений метеоритов, говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

"Если бы эти долины возникли в результате выхода грунтовых вод на поверхность Марса, то следы воды присутствовали бы и в самом кратере, но их там нет. Учитывая, где находились запасы льда в то время, и количество талой воды, которая должна была возникнуть после падения на них раскаленных пород, мы полагаем, что долины сформировались именно таким путем", — рассказывает Дэвид Вайсс (David Weiss) из Брауновского университета (США).

В последнее время ученые нашли множество намеков на то, что на Марсе в глубокой древности были реки, озера и целые океаны, сопоставимые с нашим Северным Ледовитым. С другой стороны, часть планетологов считают, что даже тогда Марс был слишком холодным, чтобы на нем постоянно существовали океаны, а вода могла находиться в жидком состоянии лишь во время извержения вулканов или падения метеоритов.

Трехмерная топографическая карта кратера Йезеро, полученная зондом MROОдно из русел рек, впадавших в озеро в кратере Йезеро
Планетологи нашли следы существования двух океанических эпох на Марсе

Недавно эти представления пошатнулись – планетологи обнаружили на фотографиях некоторых марсианских кратеров — как у экватора (Исток и Йезеро), так и в северных полярных широтах (Лио) — следы потоков воды, которые совсем недавно, несколько десятков или сотен миллионов лет назад, текли по поверхности Марса.

Это открытие заставило многих ученых гадать, как на Марс попала жидкая вода и как она могла сохраниться достаточно долго для формирования сети неглубоких, но разветвленных каналов на склонах кратеров. Многие ученые предполагают, что в недавнем прошлом климат Марса был гораздо более теплым и мягким, поэтому подземные запасы льда в наиболее освещаемых Солнцем районах планеты могли периодически таять и выходить на поверхность после падений метеоритов.

Так могло выглядеть северное полушарие Марса в далеком прошлом
НАСА обнаружило замороженное подземное "море" на Марсе

Вайсс и его коллеги считают, что это не так. К такому выводу они пришли, так, исследовав структуру долин на кромках кратера Лио по снимкам, полученным зондом MRO. Этот кратер представляет собой гигантскую котловину диаметром в 225 километров и глубиной в примерно в семь километров, которая возникла в результате падения крупного астероида от 1,6 миллиарда до трех миллиардов лет назад.

Края этого кратера покрыты своеобразными реками, которые текли, по оценкам Вайсса и его коллег, примерно 1,2-1,8 миллиарда лет назад. Изучая устройство русел, ученые обратили внимание на то, что все они сосредоточены только на северной стороне кратера и не заходят внутрь воронки, что противоречило идее о грунтовом происхождении подобных рек и долин.

Ответ на загадку, как возникли эти реки, ученые нашли, изучая обстоятельства рождения кратера Лио. Команда Вайсса заметила, что все русла и долины самых "свежих" рек расположены там, куда должны были упасть расплавленные фрагменты грунта и пород, выброшенные при столкновении астероида с поверхностью Марса.

Кратер Исток, где ученые нашли следы недавних потоков водыОвраги на склонах кратера Исток. Фото с зонда MRO
Потоки воды текли на Марсе "мгновения назад", выяснили ученые

Как показали расчеты геологов, такого тепла должно было хватить для того, чтобы растопить значительные запасы льда под поверхностью Марса и получить достаточное количество воды, способное проточить эти каналы. Схожим образом, как считают ученые, могли сформироваться и другие следы воды в южных регионах Марса, в том числе и те, которые считаются следами более мокрой и теплой эпохи в жизни красной планеты. Это возвращает к мысли о том, что Марс мог всегда быть холодным, заключают ученые.