Ученые развеяли миф о "бессмертной" сибирской язве немецких шпионов - РИА Новости, 25.04.2017

Ученые развеяли миф о "бессмертной" сибирской язве немецких шпионов

© Fotolia / psdesign1Бактериальная инфекция
Бактериальная инфекция

МОСКВА, 25 апр – РИА Новости. Живые бактерии из ампул с "бессмертной" сибирской язвой, использованной немецкими шпионами для отравления оленей в Норвегии в 1917 году, оказались изощренной или же невольной подделкой, выяснили генетики, опубликовавшие статью в журнале mBio.

"Работа ученых, впервые изучивших бактерий из этих ампул, часто цитируется как доказательство того, что споры сибирской язвы могут выживать на протяжении 80 лет, находясь в жидкости. Теперь понятно, что это на самом деле не так – ампулы содержали в себе ДНК возбудителей сибирской язвы, но не живых микробов", — заявил Пол Кайм (Paul Keim) из университета Аризоны в Флагстаффе (США).

Секретное оружие кайзера

Эта почти детективная история, как рассказывает ученый, берет свое начало в 1917 году, когда шведский спортсмен по имени Отто фон Розен, по совместительству германский шпион, был пойман в городе Карасйок в Норвегии с крайне необычным грузом. В его багаже полицейские Антанты обнаружили множество бутылок с токсином кураре, а также несколько больших "ломтей" сахара, внутри которых разместились пробирки со спорами сибирской язвы (Bacillus anthracis).

В лаборатории. Архивное фото
Американский ученый лишился поста из-за инцидента с сибирской язвой

Этот сахар, как посчитали сотрудники органов, фон Розен планировал скормить местным оленям. Их союзники использовали для доставки припасов и оружия войскам Антанты, дислоцировавшимся в тундре на границе со Швецией, поставлявшей железную руду и другие полезные ископаемые кайзеровской Германии.

Сахар и пробирки хранились в первозданном виде в музее полиции Норвегии в Осло до 1997 года, откуда их перевезли в лаборатории Министерства обороны Великобритании для изучения. Через год в журнале Nature вышла сенсационная статья, в которой сотрудники лаборатории заявили, что им удалось "воскресить" сибирскую язву, чьи споры пролежали в пробирке более 80 лет.

В результатах этих экспериментов, как рассказывает Кайм, никто не сомневался, так как технологии секвенирования геномов и методы их сравнения между собой тогда находились в зачаточном состоянии. Первая же серьезная проверка показала, что британские ученые, вероятно, обманули сами себя.

Международная космическая станцияРоссийские космонавты Елена Серова и Антон Шкаплеров на борту МКС
Ученые нашли потенциально болезнетворных бактерий на борту МКС

Кайм и его коллеги совершили это открытие фактически случайно, расследуя один из случаев "рассылки" спор сибирской язвы в конвертах по государственным учреждениям США в 2001 году. Пытаясь найти источник этих бактерий по просьбе ФБР, генетики проанализировали и сравнили между собой геномы разных штаммов сибирской язвы, которые им удалось достать, в том числе и "шпионский" штамм из Норвегии.

"Споры Буша"

Тогда Кайм заметил, что геном этих "шпионских" микробов был подозрительно похож на устройство ДНК версии сибирской язвы, так называемого "штамма из Эймса", которая сегодня используется для разработки вакцин. Он не придал этому особого значения, так как главной задачей его команды был поиск источника "спор Буша", а не раскрытие тайн истории.

В 2013 году история заново всплыла в жизни Кайма, когда к нему за помощью обратились ученые  из структур, близких к Министерству обороны Германии, у которых были образцы, как они тогда считали, оригинальных бактерий из пробирок фон Розена.

Азиатские божьи коровки-агрессоры
Ученые выяснили, как азиатские божьи коровки покорили Европу

Объединив усилия, американские и германские ученые полностью расшифровали геномы этих микробов и сравнили их с данными британских генетиков и с ДНК других штаммов сибирской язвы, в том числе "штамма из Эймса".

К большому удивлению ученых, оказалось, что ДНК из пробирок фон Розена и предположительные "живые" бактерии из них принадлежали к двум разным штаммам сибирской язвы, геномы которых отличались на 65 небольших мутаций. В свою очередь, геномы "живых" бактерий фактически полностью совпадали с ДНК "штамма из Эймса" и отличались от него всего на две мутации.

Это сразу указало на то, что "воскрешение" немецкой сибирской язвы британскими учеными было или непреднамеренной ошибкой, или злонамеренной подделкой. Дело в том, что "штамм  из Эймса" был впервые выделен из тела техасской коровы, умершей от сибирской язвы в 1981 году, фактически через 64 года после того, как были запечатаны споры фон Розена. Соответственно, они никак не могли попасть в пробирки или в культуры предположительных спор из них, кроме как случайно или по желанию ученых.

Лаборатория. Архивное фото
Российские ученые изобрели новое лекарство от сибирской язвы
Как считает Кайм, это связано с тем, что в лабораториях Министерства обороны Великобритании часто проводились опыты с сибирской язвой, и часть ее спор могла сохраняться на оборудовании или на стенах помещений.

Когда британские генетики пытались культивировать споры из пробирок фон Розена, эти споры могли случайно попасть в чашки Петри и размножиться, создав впечатление, что споры "воскресли" после 80 лет сна. Так родилась легенда о "бессмертной" сибирской язве немецких шпионов, оказавшаяся красивой, но не правдивой сказкой, заключают ученые.