НАСА: Церера оказалась похожей изнутри на слоеную "матрешку" - РИА Новости, 04.08.2016

НАСА: Церера оказалась похожей изнутри на слоеную "матрешку"

© NASA / JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDAСтруктура недр Цереры, карликовой планеты
Структура недр Цереры, карликовой планеты
Новые данные с зонда Dawn показали, что Церера состоит не из однородной материи, а представляет собой слоистую структуру из крайне разнородных пород, что роднит ее с планетами, а не астероидами.

МОСКВА, 4 авг – РИА Новости. Новые данные с зонда Dawn показали, что Церера состоит не из однородной материи, а представляет собой слоистую структуру из крайне разнородных пород, что роднит ее с планетами, а не астероидами, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Другие данные с Dawn и наши исследования указывали на то, что внутри Цереры должны были происходить взаимодействия между водой и ее горными породами. Это, а также полученные нами сейчас данные по плотности ее недр на различных глубинах, говорят о необычайно сложной истории эволюции Цереры в то время, когда ее недра были теплыми", — рассказывает Кэрол Рэймонд (Carol Raymond), заместитель руководителя миссии из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Речь идет о том, что недра Цереры, говоря на языке геологии, являются дифференциированными – это значит, что они представляют собой не однородную или хаотичную смесь пород, а упорядоченную слоистую структуру из слоев с разным составом, механическими свойствами и плотностью. Дифференциация недр считается одной из главных отличительных черт планет, которая отделяет их от астероидов, комет и других малых небесных тел.

Единственным исключением из этого правила является другое малое тело, которое было изучено зондом Dawn – астероид Веста, в кратерах которого ученые нашли следы геологической активности и магматические горные породы. По этой причине астрономы сегодня считают Весту не астероидом, а "недоразвитым" зародышем планеты, которому не удалось превратиться в "сестру" Земли или Марса в далеком прошлом.

Снимок астероида Веста, полученный зондом Dawn
Веста оказалась мертвым "зародышем" планеты

Рэймонд и ее коллеги выяснили, что Церера является аналогичным объектом, изучив структуру гравитационного поля карликовой планеты при помощи радиопередатчиков Dawn  и антенн системы дальней космической связи НАСА.

Наблюдения за тем, как сильно задерживается радиосигнал от Dawn при его пролете над разными участками Цереры, помогли научной команде зонда выяснить, как сильно Церера притягивает его и заставляет ускоряться или замедлять свое движение. Эти данные подтвердили, что Церера обладает достаточной массой для того, чтобы она могла поддерживать свою форму, что является необходимым и главным критерием для ее перевода из числа астероидов в карликовые планеты.

Кратер Оккатор с загадочными белыми пятнами в 3D
Церера может быть "содовой" карликовой планетой, заявляют ученые

Более интересной вещью стало открытие того, что недра Цереры являются частично дифференциированными – в пользу этого говорит то, что плотность пород  в определенных участках поверхности и на некоторых глубинах ниже, чем она должна быть для астероидов или комет подобных размеров и формы.

Расчеты команды Рэймонд показывают, что у Цереры есть плотное ядро из каменистых горных пород, покрытое сверху "мантией" из относительно легких материалов, потенциально водяного льда или пород с большим содержанием воды. Эта легкая мантия местами "продавливается"  более тяжелыми и плотными породами возвышенностей и гор на поверхности карликовой планеты, что порождает гравитационные аномалии, зафиксированные зондом.

Подобная структура подтверждает давние подозрения научной команды Dawn о том, что под поверхностью Цереры мог или может существовать гигантский океан, а также роднит Цереру с Вестой и планетами, а не астероидами, заключают ученые.