Экологи из США раскрыли секреты зрения жуков-"диверсантов" из России - РИА Новости, 06.07.2016

Экологи из США раскрыли секреты зрения жуков-"диверсантов" из России

© Фото : Mark Philbrick, BYU PhotoИзумрудные златки в лаборатории
Изумрудные златки в лаборатории
Жуки-короеды, проникшие в Америку в 2002 году с российского Дальнего Востока и Китая, оказались особенно падки на синий и фиолетовый цвет, что может помочь создать ловушки для этих насекомых, уничтоживших почти все ясеневые леса на востоке США.

МОСКВА, 6 июл – РИА Новости. Жуки-короеды, проникшие в Америку в 2002 году с российского Дальнего Востока и Китая, оказались особенно падки на синий и фиолетовый цвет. Это может помочь создать ловушки для этих насекомых, уничтоживших почти все ясеневые леса на востоке США, говорится в статье, опубликованной в журнале BMC Evolutionary Biology.

"На настоящий момент не существует методов эффективной борьбы с этими жуками. Многие из златок являются вредителями, уничтожающими урожай и деревья и тем самым наносящие миллионы долларов ущерба экономике. Изумрудные златки, как один из представителей этого рода, уже успели убить большую часть ясеней на востоке страны", — рассказывает Нэйтан Лорд (Nathan Lord) из университета Бригам Янг (США).

Жук короед-типограф. Архив
Жуки-короеды вызвали потепление в Канаде в начале 21 века - ученые

Так называемые изумрудные златки (Agrilus planipennis) широко распространены на востоке России и Китая, где поражают старые и больные ясени, не вызывая серьезных проблем для здоровых деревьев и других видов растительности.

Пока невыясненным образом они проникли на территорию Северной Америки в 2002 году, и с тех пор стремительно распространяются по ясеневым лесам в Канаде и США, буквально выкашивая их через 10 лет после появления первых особей златок в тех или иных лесных массивах.

Лорд и его коллеги неожиданно открыли одну из "ахиллесовых пят" этих жуков-"диверсантов", уничтоживших уже более 50 миллионов деревьев только на территории США. Ученые обратили внимание на то, что эти насекомые, в отличие от других беспозвоночных вредителей, питают какую-то необъяснимую страсть к вещам фиолетового цвета.

Дело в том, что этого не должно происходить – все жуки не умеют видеть синий и фиолетовый цвет, так как в их глазах отсутствуют колбочки, способные распознавать их. Вместо этого глаза большинства насекомых наиболее чувствительны к зеленому цвету и ультрафиолетовому излучению.

Ясень, архивное фото
Ученые: жуки, уничтожающие ясени в России, могут проникнуть в Европу

Эта необычная особенность Agrilus planipennis заинтересовала биологов, и они попытались найти ее корни, расшифровав геном жуков. Оказалось, что златки научились видеть синие и фиолетовые тона благодаря мутации, превратившей одну из копий генов, отвечающего за распознавание зеленого цвета и ультрафиолета, в ген "синего зрения". Это делает их действительно уникальными насекомыми, "диверсантами" с высокотехнологичным генетическим "гаджетом".

Уникальность этого гена и рецептора, как считают ученые, поможет создать особые пестициды, а также "боевые" вирусы, которые бы распознавали наличие этого гена в ДНК златок и уничтожали бы их, при этом не трогая других насекомых с похожим геномом. Кроме того, простое "отключение" данного гена может дезориентировать короедов и лишить их возможности искать новые деревья и партнеров для спаривания.