Астрономы выяснили, как Венера лишилась своих запасов воды - РИА Новости, 20.06.2016

Астрономы выяснили, как Венера лишилась своих запасов воды

© Фото : ESA/MPS/IDA/DLRСнимок Венеры в ультрафиолетовом диапазоне, сделанный камерой VMC на борту зонда "Венера-Экспресс"
Снимок Венеры в ультрафиолетовом диапазоне, сделанный камерой VMC на борту зонда Венера-Экспресс
Современная Венера лишена каких-либо значимых запасов воды по той причине, что в ее атмосфере бушуют необычно сильные "электрические ветра", уносящие молекулы влаги в открытый космос.

МОСКВА, 20 июн – РИА Новости. Современная Венера лишена каких-либо значимых запасов воды по той причине, что в ее атмосфере бушуют необычно сильные "электрические ветра", уносящие молекулы влаги в открытый космос, говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

"Это удивительная и шокирующая вещь. Мы никогда и не могли представить того, что электрический ветер может быть настолько сильным, что он буквально высасывает кислород из атмосферы в космос. Проверка его наличия должна быть одним из пунктов при поисках обитаемых миров у других звезд", — заявил Глин Коллинсон (Glyn Collinson) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США).

Коллинсон и его коллеги на протяжении нескольких лет изучают данные об атмосферах планет Солнечной системы, которые собирались различными действующими или выведенными из эксплуатации спутниками – зондами "Марс-Экспресс" и MAVEN на орбите Марса, и зондом "Венера-Экспресс" на орбите Венеры.

И в том и в другом случае ученых интересовал, по сути, один и тот же вопрос – куда исчезла вода и атмосфера с поверхности Марса, и вода из атмосферы и с поверхности Венеры. В случае с Марсом, как подозревали ученые и как недавно показали данные с зонда MAVEN, причиной данных потерь считался так называемый "электрический ветер".

С точки зрения физики, он представляет собой необычную форму движения воздуха, которая возникает благодаря появлению ионов в атмосфере под действием электрического поля планеты, и их движению в сторону источников тока с противоположным зарядом. Движение ионов увлекает за собой и нейтральные молекулы, в результате чего возникает слабый, но хорошо заметный "ветер".

Обложка журнала Science, на которой изображен момент удара солнечной бури об атмосферу МарсаМеханизм возникновения полярных сияний на Земле (слева) и на Марсе (справа)Атмосфера Марса в момент столкновения с выброшенными с Солнца электронами
Планетологи НАСА выяснили, куда исчезла древняя атмосфера Марса

Как рассказывает Коллинсон, никто раньше не считал, что подобный электрический ветер может быть как-то замешан в исчезновении воды с Венеры, чей воздух в десятки и сотни тысяч раз меньше содержит воды, чем атмосфера Земли. Ученые предполагали, что вода уносилась с "утренней звезды" иными путями, к примеру, в результате ее "бомбардировки" частицами солнечного ветра.

Данные, собранные прибором ASPERA-4 на борту "Венеры-Экспресс", показали, что это на самом деле не так – оказалось, что электрическое поле Венеры было как минимум в пять раз сильнее, чем его аналог у Земли. Силы этого поля, по расчетам исследователей, должно хватать для того, чтобы порождаемый им "электрический ветер" мог захватывать относительно тяжелые ионы кислорода и уносить их в межпланетную среду.

Панорама с посадочного модуля Венеры-13
Советские зонды, возможно, засняли живых существ на Венере

По словам Коллинсона, планетологи пока не знают, почему электрическое поле Венеры заметно сильнее его земного "кузена". Как считает ученый, это может быть связано с тем, что она заметно ближе к Солнцу, чем Земля, благодаря чему атмосфера "утренней звезды" получает примерно в два раза больше ультрафиолета, чем наша планета.

Схожие процессы, как отмечает геолог, могут происходить и на других планетах, вращающихся вокруг далеких от нас звезд. Наличие таких ветров на аналогах Земли в "зоне жизни" у других светил может делать их безжизненными и не  пригодными к обитанию, несмотря на соответствие всем формальным критериям, что должно побуждать планетологов осторожнее подходить к поиску двойников нашей планеты, заключают авторы статьи.