slide

Ученые вырастили стволовые клетки с половинчатым набором хромосом

/
Биологи из Израиля и США создали принципиально новый тип стволовых клеток, которые содержат в себе не двойной, а одиночный набор хромосов, который позволяет использовать их для изучения влияния мутаций на работу генов и для борьбы с бесплодием.

МОСКВА, 16 мар – РИА Новости. Израильские и американские биологи создали необычные стволовые клетки человека, которые содержат в себе не обычный "двойной" набор хромосом, а лишь один комплект всех нитей ДНК, что делает их похожими на половые клетки, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Главным достоинством этих гаплоидных клеток является то, что их гены гораздо проще редактировать. В обычных диплоидных клетках нам крайне тяжело отслеживать биологическое значение одиночных мутаций в генах, так как вторая копия этого участка ДНК не меняется и работает в качестве "резервной копии", — заявил Идо Саги (Ido Sagi) из Еврейского университета Иерусалима (Израиль).

Саги и его коллеги создали эти необычные стволовые клетки, которые они называют "партеногенезными клетками", изучая то, что происходит с яйцеклетками, если заставить их делиться искусственным образом, имитируя те сигналы, которые возникают при их оплодотворении сперматозоидом.

Включение систем деления, как показали эксперименты израильских биологов, приводит к формированию множества клеток, содержащих в себе не два, а лишь один набор хромосом и генов. Часть из них, по словам Саги и его коллег, превратилась в полноценные стволовые клетки, способные превращаться в "заготовки" большинства взрослых тканей организма.

Зародыш, сгенерированный из STAP-клеток
Авторы статьи о "кислотных" стволовых клетках просят ее отозвать

Ученые выделили два типа таких клеток и научились управлять их размножением, отделяя стволовые клетки, спонтанно превратившиеся в "обычные" диплоидные клетки, от их гаплоидных "кузин".

Подобные клетки обладают несколькими преимуществами по сравнению с "обычными" эмбриональными стволовыми клетками. В частности, их можно использовать для быстрого поиска мутаций  и создания индивидуализированных культур клеток, необходимых для лечения диабета первого типа, слепоты или других болезней, при развитии которых определенные ткани погибают или дегенерируют.

Кроме того, такие клетки, благодаря одиночному набору хромосом, можно естественным образом использовать для решения проблем репродуктивного характера – лечения бесплодия или, к примеру, для искусственного оплодотворения.