Нейрофизиологи нашли центр чувства одиночества в мозге мыши

Лабораторная мышь. Архивное фото
Нейрофизиологи из MIT открыли в мозге мышей необычную область, которая отвечает за зарождение чувства одиночества и необходимости в компании себе подобных в том случае, когда животное или человек проводит слишком много времени в изоляции от других.

МОСКВА, 12 фев – РИА Новости. Ученые обнаружили особую область мозга мыши, которую  инстинкт выживания включает в то время, когда грызуны или люди ощущают себя одинокими, заставляя их искать компанию сородичей, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell.

"Насколько мы знаем, мы стали первыми, кому удалось найти клеточную подоплеку чувства одиночества. Теперь мы можем начать его предметное и объективное изучение. Различия в структуре этой области могут определять то, почему некоторые люди предпочитают одиночество компании других людей", — заявил Кэй Тай (Kay Tye) из Массачусетского технологического института (США).

Изначально, как признаются Тай и его коллеги, они занимались совершенно иными исследованиями – экспериментируя на мышах, они изучали то, как разные части мозга реагируют на дофамин, гормон удовольствия, и те нарушения в его распределении и работе, которые возникают в результате развития наркозависимости.

Во время экспериментов ученые помещали наркозависимых грызунов в клетки-"изоляторы", где те проводили сутки в одиночестве и без доступа к наркотикам, непрерывно наблюдая за теми изменениями в активности их мозга, которые возникали  с течением времени, используя флуоресцентные белковые молекулы, светившиеся в тот момент, когда нервные клетки начинали активно обмениваться сигналами.

Пока добровольцы разглядывали картинки, у них снимали электроэнцефалограмму мозга
Ученые: мозг заставляет нас проваливаться в ответственных ситуациях

Во время этих наблюдений их внимание привлекла относительно малоизученная часть нашей нервной системы, так называемые ядра среднего мозга(DRN), расположенные на большой глубине от поверхности полушарий, почти у самого основания черепа и шеи. Активность в этой области росла во время пребывания в изоляции, что было характерно не только для мышей-наркоманов, но и для их сородичей из контрольной группы.

Это натолкнуло их на мысль, что данные нервные клетки могут быть как-то задействованы в механизмах, управляющих социальным взаимодействием животных и заставляющим их искать компанию сородичей. Тай и его коллеги проверили эту идею, сравнив то, насколько активной была область DRN у изолированных мышей и пар подобных грызунов.

Киберспорт дает чемпионам хорошие гонорары и интерес поклонников
Ученые нашли аномалии в структуре мозга у заядлых геймеров

Как оказалось, данная часть мозга включалась только в то время, когда мышь находилась в одиночестве, и ее активность резко падала, если в ее клетке появлялся сородич. Активность DRN, судя по поведению грызунов, заставляет их повышать свою социальную активность и активнее общаться с соседями или искать их после возвращения в общую клетку.

Что интересно, эта повышенная социальность пропала в тот момент, когда ученые отключили данную область мозга, используя другой набор светочувствительных белков. Это означает, что данный регион среднего мозга является своеобразным "центром чувства одиночества", который толкает мышей и, как считают исследователи, человека на поиск компании себе подобных.