Открытие гравитационных волн начинает новую эру в науке

Главное за 11 февраля 2016 года (11)
Так художник представил себе гравитационные волны, вырабатываемые сливающимися черными дырами
Согласно общей теории относительности, две "черные дыры", вращаясь вокруг друг друга, теряют энергию из-за излучения гравитационных волн. Вследствие этого они постепенно, на протяжении миллиардов лет, сближаются.

МОСКВА, 11 фев — РИА Новости. Одно из главных событий в истории науки произошло в четверг: группа американских ученых объявила в четверг в Вашингтоне об обнаружении гравитационных волн через 100 лет после того, как их существование было предсказано создателем теории относительности Альбертом Эйнштейном.

Лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория в штате Луизиана
Ученые: открытие гравитационных волн - начало новой эры в астрономии
Волны были зафиксированы 14 сентября 2015 года детекторами гравитационной обсерватории LIGO в штатах Луизиана и Вашингтон. Ученым из Массачусетского технологического института и Калифорнийского технологического института удалось зафиксировать "рябь пространства-времени" от катастрофического столкновения двух "черных дыр" в дальнем космосе. Масса этих черных дыр в 29 и 36 раз превышала массы Солнца, а само слияние произошло 1,3 миллиарда лет назад.

Согласно общей теории относительности, две "черные дыры", вращаясь вокруг друг друга, теряют энергию из-за излучения гравитационных волн. Вследствие этого они постепенно, на протяжении миллиардов лет, сближаются. В результате происходит столкновение, образуется одна "черная звезда" и излучаются гравитационные волны. Попутно с существованием гравитационных волн ученые экспериментально доказали существование двойных систем "черных дыр".

Данное открытие научного сообщества дает начало новой дисциплине — гравитационно-волновой астрономии. Впрочем, как отметил руководитель Московской группы коллаборации LIGO Валерий Митрофанов, все его значение человечество осознает лишь спустя некоторое время.

Российский вклад

По словам ряда сотрудников МГУ имени Ломоносова, успешная реализация данного проекта вряд ли была бы возможна без международной научной коллаборации, в которой участвовал и ряд российских специалистов, задействованных в LIGO с 1992 года.

"Очень важно и примечательно, что фундаментальные открытия, сделанные замечательным российским ученым Владимиром Борисовичем Брагинским и его коллегами — квантовые пределы, способы квантовых измерений и квантовые флуктуации — оказались нужны и востребованы в этом проекте", — заявил профессор кафедры физики колебаний Игорь Биленко.

В свою очередь, Митрофанов отметил роль Владимира Брагинского — одного из пионеров гравитационно-волновых исследований в мире. Он создал школу на физическом факультете МГУ, воспитанники которой активно участвовали в проекте LIGO. Он выразил надежду, что данное открытие вдохновит студентов на решение многих интересных физических проблем.

Проект LIGO — система из двух одинаковых детекторов, тщательно настроенных для детектирования невероятно малых смещений от прохождения гравитационных волн. Детекторы расположены в 3 тысячах километров друг от друга в Ливингстоне, штат Луизиана, и Хэнфорде, штат Вашингтон. Исследования в LIGO осуществляются в рамках научной коллаборации LIGO (LSC — LIGO Scientific Collaboration), коллективом из более 1 тысячи ученых из университетов в Соединенных Штатах и 14 других странах, включая Россию. Россия представлена двумя научными коллективами: группой физического факультета Московского университета и группой академического Института прикладной физики (Нижний Новгород).

• Можно сколько угодно отпираться от того, чего не понимаешь, но нам повезло жить в такое время, когда физика на глазах растёт, расширяет свои возможности, и что самое приятное - в этом процессе российская наука находится на передовой.
    12.02.2016
  • Насколько новое учение соответствует истине, узнаем после. Сейчас примем как факт - впервые в мире удалось доказать наличие гравитационных волн. Теперь это открытие надо повторить хотя бы в двух-трёх независимых исследованиях (т.е., результаты должны быть воспроизводимыми другими исследователями).
    12.02.2016
  • Бред абсолютный. Физики превращаются в новых мистификаторов..
    11.02.2016
  • Нет это точно предел вселенской лжи. Тем более от физиков (никогда не доверял им , в отличии от математиков). Физики превзошли во лжи даже жрецов всех прочих религий. ПОЗОР!!!
    11.02.2016
  • Ну да, любой диполь является генератором. В данном случае диполь масс является генератором гравитационных волн. Они есть и рядом. Только столь чувствительных приборов для их измерения нет.
    11.02.2016
  • Эйнштейн - гений! Но согласно его теории максимальная скорость взаимодействий во Вселенной - это скорость света. А вдруг в будущем ученые обнаружат скорость, превышающую скорость света?
    11.02.2016
  • нужно быть объективными! обнаружены не гравитационные волны, а результат их действия(предположительно)! а сами волны , их природа не обнаружены
    11.02.2016
  • Полный абсурд, ибо время невозможно вернуть назад, ни сдвинуть вперёд... Оно абстрактно и абсолютно... Поэтому гипотезы и фантазии некоторых остаются на уровне их гипотез и фантазий...
    12.02.2016
  • На смену диванным воинам пришли диванные ученые...
    12.02.2016
  • Одно маленькое уточнение: Гравитационные волны могут существовать в природе - а вот черные дыры нет: они противоречат Классической электродинамике и Теории гравитации элементарных частиц. А источники гравитационных волн могут быть разными.
  • Друзья, два вопроса.

Какова вероятность наступления в течение 76 дней (время эксперимента по "верхнему пределу" со "второй половины" 2015 года, когда усовершенствовали оборудование, до 14 сентября) такого события как слияние черных дыр?

Или экспериментаторы такие удачливые, или подобное эпическое событие не такая и редкая вещь, или результаты эксперимента имеют мало общего с ним.

Второе, кто-нибудь желает посчитать, на каком расстоянии должна находится "осциллирующая" масса, чтобы вызывать гравитационное усилие для возбуждения вынужденных колебаний датчиков массой 40 кг с частотой от 35 до 250Hz и амплитудой 1exp-21?

У меня для частоты 35Hz, амплитуде колебаний 1exp-21 и "осциллирующей" массе в 65 масс Солнца получилось 1412 световых лет. Но экспериментаторы заявляют, что событие произошло 1,3 млрд.лет назад. Очень медленные гравитационные волны получаются....