МОСКВА, 28 янв – РИА Новости. Беспилотный самолет НАСА UAVSAR, представляющий собой гигантский летающий радар, получил новые снимки знаменитых геоглифов на плато НАСКА, гигантских каменных рисунков в Перу, которые гипотетические инопланетяне смогли бы увидеть из космоса.
Загадочные фигуры на плато Наска были открыты в середине 16 века конкистадорами из Испании, которые сочли их "путевыми знаками". Повторное открытие геоглифов состоялось лишь в 1939 году, когда об их существовании заявил перуанский археолог Торибио Ксесспе. В тот же год историк Пол Косок сделал с самолета первые фотографии рисунков.
Как считают сегодня ученые, на пустынном высокогорном плато протяженностью 70 километров нарисовано более 30 гигантских животных и растений, несколько сотен абстрактных геометрических фигур и 13 тысяч линий, многие из которых видны из космоса. Рельефные изображения этих линий попали на золотой диск с информацией о Земле и человечестве, который отправился в межзвездное пространство на "Вояджере".
Сегодня, как рассказывают представители НАСА, на Земле не существует полного каталога этих фигур, и НАСА, при сотрудничестве и по соглашению с правительством Перу, инициировало проект по их фотографированию и каталогизации, а также наблюдению за разрушением почвы и прочими геологическими процессами в окрестностях петроглифов Наска.
Подобные наблюдения, которые НАСА проводит при помощи беспилотного самолета UAVSAR, помогут правительству Перу определить, какие из геоглифов сегодня находятся под угрозой исчезновения и какие из них необходимо спасать от уничтожения силами природы или человеком.
Пока среди археологов и историков нет единого мнения насчет того, как представители культуры Наска, жившие на плато в середине первого тысячелетия нашей эры, смогли «вычертить» гигантские рисунки. Ученые спорят и о том, какую роль играли геоглифы в жизни индейцев. В разное время исследователи полагали, что это своеобразные «обсерватории» или изображения созвездий.
В последние годы появилась версия о культовом предназначении рисунков: геоглифы Наски, как и похожие на них комплексы в Боливии и Амазонии, могли использоваться индейцами для общения с богами. Некоторые историки, такие как египтолог Генри Стерлин, придерживаются относительно парадоксальных и в то же время утилитарных точек зрения: по их мнению, наска использовали фигуры и линии в качестве гигантского ткацкого станка для плетения саванов.
Два года назад появилась еще одна интересная теория об их роли в жизни древних перуанцев, основывающаяся на данных, полученных при изучении "дедушек" геоглифов из Наска – аналогичных структур на плато Чинчи в Боливии. Их изучение показало, что эти рисунки представляли собой своеобразный календарь, по которому индейцы определяли время года и наступление различных религиозных праздников, связанных с солнцестояниями и равноденствиями.