slide

Ученые нашли планету, удаленную от звезды на триллион километров

/
Астрономы из Великобритании выяснили, что недавно открытая "планета-изгой" не является одинокой: она оказалась спутницей небольшой звезды - красного карлика, вокруг которой она вращается на расстоянии в триллион километров.

МОСКВА, 26 янв – РИА Новости. Недавно открытая "планета-изгой" в созвездии Октанта оказалась не бездомной беглянкой, а относительно "обычной" планетой, вращающейся на рекордном расстоянии от светила – триллион километров, год на которой длится почти миллион лет, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

"Это самая большая и "широкая" планетная система, и оба ее обитателя были известны нам более восьми лет. Никому не удавалось найти связи между ними. Оказалось, что эта планета не так одинока, как мы считали ранее, хотя она и крайне сильно удалена от звезды и связь между ними едва видна", — заявил Найалл Дикон (Niall Deacon) из Университета Хартфордшира (Великобритания).

Дикон и его коллеги уже несколько лет занимаются поиском "планет-изгоев" – небольших каменистых небесных тел или газовых гигантов, выброшенных по тем или иным причинам из соседних с Солнцем звездных систем. Их изучение может подсказать ученым, почему планеты покидают свои "колыбели" и могут ли подобные "изгои" выступать переносчиками жизни.

Примерно пять лет назад американские астрономы открыли, как им показалось, коричневый карлик 2MASS J2126−8140, расположенный в созвездии Октанта на неопределенном расстоянии от Земли. В 2014 году другая группа ученых обнаружила, что он входит в близлежащее к нам скопление звезд, растянувшееся между созвездиями Тукана и Часов, удаленное от нас всего на 104 световых года.

Это заставило астрономов поменять свое мнение и заключить, что 2MASS J2126−8140 представляет собой крупную "планету-изгоя" с массой, примерно в 20 раз превышающей юпитерианскую.

Так художник представил себе объект PSO J318.5-22, одновременно претендующий на роль планеты-“изгоя” и тусклого коричневого карлика.
Ученые нашли удивительную "планетозвезду"-изгоя в созвездии Водолея

Группа Дикона усомнилась в таком статусе 2MASS J2126−8140, обратив внимание на одну из ближайших соседок этой предполагаемой одинокой планеты – звезду AB Живописца. Вокруг нее, как считают некоторые планетологи, вращается небольшой спутник – или планета гигант, или коричневый карлик – на расстоянии в 275 астрономических единиц (средних дистанций между Землей и Солнцем).

Это натолкнуло Дикона и его коллег на мысль, что 2MASS J2126−8140 может вращаться вокруг какой-то близлежащей звезды, которую мы или не замечаем, или не ассоциируем с данной планетой из-за ошибочно измеренного расстояния. Они проверили эту догадку, изучив все близлежащие светила.

Через некоторое время подозрения планетологов оправдались – им удалось выяснить, что молодая звезда, красный карлик TYC 9486-927-1, находится на том же расстоянии от Земли, что и планета, и движется в сторону от нас с той же скоростью, что и 2MASS J2126−8140. Это доказало, что они являются членами одной и той же "семьи", а также позволило авторам статьи раскрыть некоторые свойства планеты.

Астрономы впервые измерили параметры атмосферы экзопланеты, похожей на Землю
Планеты-"изгои" могут быть обитаемы, считают ученые

К примеру, они уточнили массу 2MASS J2126−8140: выяснилось, что она не в 20, а всего в 11 раз тяжелее Юпитера, что позволяет с уверенностью говорить о том, что она является планетой, а не коричневым карликом.

Кроме того, они вычислили расстояние от планеты до светила, которое оказалось рекордно большим: 2MASS J2126−8140 удалена от звезды на примерно триллион километров, что составляет 6685 астрономических единиц, что в 169 раз больше, чем расстояние между Плутоном и Солнцем. Год на этой планете длится 900 тысяч лет, за все время ее жизни прошло всего 50 лет.

Таким образом, это делает 2MASS J2126−8140 самой "длинной" на сегодня планетной системой, известной человечеству. В ближайшее время Дикон и его коллеги проверят, являются ли другие известные "планеты-изгои" обитателями столь же масштабных звездных систем.

15 пользователей оставили 21 комментарий
  • Какие учёные молодцы. Смогли для планеты найти своё "солнце". Получается, что если покопаться во Вселенной, то и для нашего светила можно "откопать" ещё две-три планеты.
    26.01.2016
  • Марина Минаева, Ничего особенного там нет, просто отдаленность этой планетной системы от других систем настолько велика что ни один из потенциальных соседей не ощущает влияние гравитации друг на друга, возможно эти планетные системы не принадлежат каким - либо галактикам . Они же используют слово Планета - Изгой))
    26.01.2016
  • Это всё доводы... Истины никто не знает, ибо мы дальше солнечной системы-то не видим.
    26.01.2016
  • Оказалось, что эта планета не так одинока, как мы считали ранее, хотя она и крайне сильно удалена от звезды и связь между ними едва видна"
    Как говорил один известный юморист "помехи помехуют" похоже это из той серии )))
    26.01.2016
  • Интересно, какие силы удерживают эту планету в связке со своей звездой? Если обычная гравитация, то почему в эту "длинную" планетную систему не втягиваются другие планеты или другие звёзды? Получается, что гравитация там какая-то особенная, избирательно направленная между звездой и планетой и игнорирующая другие космические объекты.
    26.01.2016
  • Вася Пупкин в ответ пользователю (показатьскрыть)
    Юла, вам фраза "масса, примерно в 20 раз превышающая массу Юпитера" что-нибудь говорит? Или разжевать подробнее?
  • "Астрономы из Великобритании" - как то напрягает
    26.01.2016
  • Валерий Конрад, ) сомнительное утверждение вы озвучили. В каком же таком пустынном уголке Вселенной расположена эта двухобъектная планетная система?
    26.01.2016
  • Валерий Конрад, впрочем, я погорячилась. Могут быть и очень пустынные уголки Вселенной. Но тогда силы гравитации представляются мне несколько иными, нежели простое взаимопритяжение двух объектов.
    26.01.2016
  • Ерунда какая-то. за 8 лет невозможно определить параметры орбиты планеты, которая обращается с периодом миллион лет - там погрешности такие что... +/- лапоть, в общем! Ничего себе орбита - 1/10 светового года... Известно, что в тройке центавров один из компонентов обращается по радиусу 360 лярдов км, но это же ЗВЕЗДА
    Впрочем, ведь и в данном случае вместо планеты может быть остывший карлик.
    26.01.2016
  • Юла, Можно. На большом удалении угол между объектами мал, а попробуйте осмотреть всё небо в поисках "песчинки", а именно таковой будет любая неизвестная удаленная планета нашей системы, если смотреть на небо с Земли - даже если осматривать только вблизи плоскости эклиптики.
    26.01.2016
  • Извините, а зачем широкой публике это несомненно важное знание?
    26.01.2016
  • Марина Минаева, Bсе очень просто. Даже если сторонние планеты влияют на Планету изгой то просто происходит уравновешивания сумм векторов сил действующих на нее со стороны ее главного притягателя и сторонних планет равна нулю. Мы знаем по Первому Закону Ньютона что Если на тело не действуют силы или их действие скомпенсировано, то данное тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Тело по Орбите гдето равномерно движется , гдето может быть ускоряется. НО СИЛА притяжения центрального СВЕТИЛА будет держать его на своей орбите.В данном случае на тело могут действовать сторонние силы но где то его разгонять где - то поддталкивать из за этого орбита может быть Эллиптической. НИЧЕГО заклинательного и сверх естественного - тут НЕТ все описывается известными постулатами взаимных гравитаций.
    26.01.2016
  • А что это все нам дает в практическом смысле? Разобраться бы с земными проблемами.
    27.01.2016
  • Убедительная просьба не печатать этот бред, а этих ученых отправить в колхоз поближе к своей земле так сказать.
    27.01.2016
  • Ох уж эта британская наука, они там что курят, что устроили соревнования в бредовых идеях и откровенных домыслах, с откровенной фикцией логики.
    27.01.2016
  • Валерий Конрад, тело по орбите не может двигаться прямолинейно и равномерно. всегда есть ускорение направленное к центру масс. При круговой орбите оно строго перпендикулярно вектору скорости и равно квадрату линейной скорости деленному на радиус орбиты
    27.01.2016
  • николай богомолов, Если взять участок орбиты то он представляет из себя при таком архи - огромном радиусе прямую линию, всякими там ускорениями и замедлениями можно пренебречь ЕСЛИ БЫ ТАКОЕ БЫЛО то тогда наша земля так же бы дергалась поэтому при Delta T времени даже не стремящемся к нулю все можно рассматривать как прямолинейное и без ускорений движение т к действие сил там можно счтитать скомпенсироваными)))
    27.01.2016
  • Марина Минаева, расстояние между указанными объектами раз в сорок меньше расстояния от Солнца до Альфы Центавра.
    27.01.2016
  • Валерий Конрад, Вы я вижу научились отличать ускорение от гравитации....Нобелевка! не меньше! опровергнем ОТО т.Эйнштейна! Повторю: орбита это кривая линия второго порядка (3 разных типа) а если есть кривизна то есть и ускорение!!! основы термеха.