Ученые назвали еще одну родину дикого предка всех современных собак - РИА Новости, 20.10.2015

Ученые назвали еще одну родину дикого предка всех современных собак

© Фото : B@rtСобака породы Акита-ину
Собака породы Акита-ину
Общий предок всех породистых и полудиких собак Земли жил на территории Средней Азии, в горах Непала или в степях Монголии, на что указывают мелкие мутации в ДНК нескольких тысяч особей "лучшего друга человека".

МОСКВА, 20 окт – РИА Новости. Общий предок всех породистых и полудиких собак Земли жил на территории Средней Азии, в горах Непала или в степях Монголии, на что указывают мелкие мутации в ДНК нескольких тысяч особей "лучшего друга человека", заявляют генетики в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Самое приятное в исследованиях, в которых принимают участие собаки – мы редко испытывали  трудности с поиском "добровольцев" для исследований, если вы подойдете к группе уличных или деревенских псов с едой. Иногда, конечно, это не работает – собаки, жившие в деревне рыбаков в Пуэрто-Рико, воротили нос от сэндвичей с бужениной, так как они привыкли есть рыбьи потроха", — рассказывает Адам Бойко (Adam Boyko) из Корнеллского университета (США).

Считается, что человек приручил собак еще в каменном веке, задолго до одомашнивания других животных. Причиной этого могла послужить всеядность предков собак, способных питаться той же пищей, что и их соседи-люди. Пока остается неясным время их приручения — существуют свидетельства как относительно позднего, так и раннего одомашнивания. На роль прародины собак претендуют несколько регионов, в том числе Европа, Алтай и Ближний Восток.

Относительно недавно ученые выяснили, что все собаки происходят от одного общего предка, что породило еще больший интерес к поискам прародины всех Жучек, Шариков и их породистых кузенов. Бойко и его команда нашла еще двух кандидатов на роль родины собак – Монголию и Непал – анализируя ДНК нескольких тысяч собак, примерно 4,5 тысячи из которых приходилась на породистых псов, и около 500 – на уличных дворняжек и их деревенских кузенов.

Родиной домашних собак оказалась Европа, а их ближайшими родичами – вымершие серые волки
Собаки были впервые одомашнены на территории Европы, заявляют ученые

Для этого ученые совершили экспедиции во все уголки мира, где живут домашние и полудикие собаки, и собрали образцы крови, из которых был извлечен генетический материал. Сравнивая наборы мелких мутаций в расположенных рядом генах, авторам статьи удалось восстановить "древо эволюции" собак и понять, какой из современных подвидов дворняжек был ближе к их предполагаемому общему предку.

Как оказалось, предполагаемая родина предка собак расположена в относительно неожиданном месте – в Центральной Азии, в эллипсе между Монголией и Непалом. Именно здесь сейчас обитают те виды дворняжек, которые с генетической точки зрения меньше всего удалены от общего предка всех "лучших друзей человека".

Собаки были впервые одомашнены на территории Европы, заявляют ученые

Бойко признает, что широта проведенной его группой генетической выборки и другие аргументы вряд ли убедят сторонников других теорий отказаться от мнения, что собаки зародились в Европе, на Алтае или на Ближнем Востоке.

К тому же, этот научный диспут усложняет то, что все эти предполагаемые "родины" собак были определены, используя различные методы и даже различные науки — в частности, алтайская и ближневосточная гипотеза были рождены благодаря археологическим находкам, а европейская прародина собак была вычислена по обрывкам ДНК из костей возрастом в 10-16 тысяч лет. По этой причине поиски родины собак и достижение консенсуса по ее кандидатуре могут затянуться на почти неограниченное время, заключают ученые.