Астрономы открыли загадочные супербыстрые волны в протопланетном диске - РИА Новости, 08.10.2015

Астрономы открыли загадочные супербыстрые волны в протопланетном диске

© Фото : ESO, NASA & ESAСнимки с "Хаббла" и VLT, указавшие на существование волн в протопланетном диске
Снимки с Хаббла и VLT, указавшие на существование волн в протопланетном диске
Наблюдения за новорожденной звездой в созвездии Микроскопа показали, что по окружающему ее протопланетному диску "гуляют" мощные и очень быстрые волны, движущиеся с необъяснимо высокой скоростью в 40 тысяч километров в час.

МОСКВА, 8 окт – РИА Новости. Наблюдения за новорожденной звездой в созвездии Микроскопа показали, что по окружающему ее протопланетному диску "гуляют" мощные и очень быстрые волны, движущиеся с необъяснимо высокой скоростью в 40 тысяч километров в час, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Эти необычные структуры можно объяснить и связать со вспышками на поверхности звезды. AU Microscopii является беспокойным светилом, которое часто и неожиданно выбрасывает большие порции плазмы и энергии. Одна из таких вспышек могла "ободрать" одну из планет системы, если они конечно существуют, и толкнуть эти обломки в сторону краев протопланетного диска, породив эти волны", — заявил Гленн Шнайдер (Glenn Schneider) из обсерватории Стюард (США).

Шнайдер и его коллеги совершили это открытие благодаря новому инструменту SPHERE, установленному на телескоп VLT в 2014 году специально для поиска новорожденных планет и изучения газопылевых дисков, в которых они формируются.

Высокое разрешение этого прибора, хорошая погода и небольшое расстояние до светила – всего 32 световых года – помогли планетологам получить снимки AU Microscopii с рекордно высоким разрешением, раскрывшим крайне неожиданную и необъяснимую вещь.

Дело в том, что эта же звезда уже изучалась планетологами ранее, при помощи телескопа "Хаббл". На этих снимках ученые заметили необычные сгустки материи внутри диска, которые они посчитали возможными местами рождения планет, и из-за которых AU Microscopii стал первым объектом, изученным при помощи SPHERE.

Ученые впервые получили спектр планеты за пределом солнечной системы - второй планеты системы HR 8799Фотография планет у звезды HR 8799, полученная телескопом LBT
Ученые получили фото планет ближайшего "двойника" Солнечной системы

Снимки с VLT показал, что за минувшие 10 лет эти сгустки необъяснимым образом сдвинулись в сторону краев диска, примерно на 3-8 астрономических единиц (средних дистанций между Солнцем и Землей). Это означает, что через протопланетный диск AU Microscopii идут гигантские волны, движущиеся от светила к периферии диска с огромной скоростью – около 40 тысяч километров в час.

Протопланета
Ученые подтвердили наличие планеты-гиганта у соседки нашего Солнца
Самые далекие комки пыли, как показывают расчеты ученых, движутся столь быстро, что они в скором времени вырвутся из гравитационных объятий AU Microscopii и покинут пределы этой звездной системы.

Помимо вспышечной активности на поверхности звезды, другой причиной этих волн может быть формирующаяся планета в ближней к AU Microscopii части диска, или серия столкновений крупных астероидов, породившая гигантские облака из пыли. Все эти теории, как признают ученые, не объясняют того, почему разные комки пыли обладают разной скоростью, и почему более далекие от светила "гребни волны движутся быстрее.