Геологи обнаружили крупнейшую цепь вулканов мира в Австралии - РИА Новости, 12.02.2020

Геологи обнаружили крупнейшую цепь вулканов мира в Австралии

© Drew Whitehouse, NCI National Facility VizLabКарта Австралии с отмеченными на ней очагами вулканизма в цепи Косгроув
Карта Австралии с отмеченными на ней очагами вулканизма в цепи Косгроув
Геологи нашли в Австралии следы существования гигантской гряды вулканов, протянувшейся на 2 тысячи километров на востоке материка и извергавшей большое количество магмы и газов примерно 30 миллионов лет назад, чей очаг активности за минувшие годы сдвинулся под воды моря в окрестности Тасмании.

МОСКВА, 15 сен – РИА Новости. Геологи нашли в Австралии следы существования гигантской гряды вулканов, протянувшейся на 2 тысячи километров на востоке материка и извергавшей большое количество магмы и газов примерно 30 миллионов лет назад, чей очаг активности за минувшие годы сдвинулся под воды моря в окрестности Тасмании, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Мы поняли, что один и тот же очаг вулканической активности вызывал извержения вулканов, следы которых можно увидеть в окрестностях архипелага Уитсанди на северо-востоке континента, в центральной части штата Виктория на юго-востоке, и в отдельных частях Нового Южного Уэльса, расположенных между ними. Этот очаг по своей длине в три раза больше его знаменитого Йеллоустонского кузена в Северной Америке", — заявил Родри Дэйвис (Rhodri Davies) из Национального университета Австралии в Канберре.

По словам Дэйвиса, открытие гигантской гряды вулканов, пусть и давно потухнувших, стало большой неожиданностью для геологов. Помимо невероятно большой длины данной цепочки бывших "кузенов" Везувия, их географическое расположение стало большой загадкой для Дэйвиса и его коллег.

Как объясняет ученый, вулканы обычно возникают на границах разломов и стыков литосферных плит, и данная часть Австралии расположена вдалеке от подобных горячих точек, что заставило ученых задуматься о том, как возникла данная "огненная дуга", чья протяженность превышает две тысячи километров.

Для поиска ответов на этот вопрос ученые совершили несколько экспедиций в разные регионы "гряды Косгроув", как они назвали эту цепь вулканов, и проанализировали минеральный состав ее пород, структуру недр под бывшими вулканами и изучили историю движения местной тектонической плиты.

Профессор Гликсон изучает образец породы, сжатой и переплавленной в ходе падения астероида
Геологи нашли крупнейший 400-километровый кратер Земли в Австралии

Расчеты Дейвиса и его коллег показали, что этот очаг вулканизма появился примерно 33 миллиона лет назад и затих около 9 миллионов лет назад благодаря так называемому плюму – относительно жидкому и быстрому потоку магмы внутри верхних слоев мантии, поднимающемуся к поверхности Земли.

Как выяснили ученые, в той точке, где сегодня находятся вулканы гряды Косгроув, земная кора и так называемая астеносфера, отделяющая ее от мантии, являются необычайно тонкими, и их совокупная толщина не превышает и 130 километров. Благодаря этому поток жидкой магмы смог "пробить" литосферу над грядой Косгроув и породить крупнейшую на Земле систему вулканов.

Со временем, благодаря движению тектонических плит, очаг вулканизма сдвинулся к югу, а сама Австралия – к северу, в результате чего он оказался под более толстыми участками земной коры, где потоки магмы уже не смогли пробиться к поверхности, в результате чего гряда Косгроув потухла и извержения прекратились. Сейчас данный очаг, судя по повышенной сейсмической активности в Тихом океане в окрестностях Тасмании, находится где-то у южных берегов Австралии, под водами моря.