Медики нашли изменения в иммунной системе у космонавтов на МКС - РИА Новости, 04.09.2015

Медики нашли изменения в иммунной системе у космонавтов на МКС

© Фото : Федеральное космическое агентство (Роскосмос)Работы в российском сегменте МКС. 2011 год
Работы в российском сегменте МКС. 2011 год
Длительное пребывание на борту МКС заметным образом поменяло то, как работает иммунная система работающих на станции космонавтов и астронавтов при нахождении в невесомости, что может ставить их жизнь под угрозу в ходе долговременных миссий.

МОСКВА, 4 сен – РИА Новости. Длительное пребывание на борту МКС заметным образом поменяло то, как работает иммунная система работающих на станции космонавтов и астронавтов при нахождении в невесомости, что может ставить их жизнь под угрозу в ходе долговременных миссий, заявляют медики в статье, опубликованной в журнале NPJ Microgravity.

В последние годы медики активно изучают последствия длительного пребывания в космосе для организма человека. Большая часть таких исследований проводилась или на борту американских "шаттлов", или непосредственно на МКС, а также на борту ряда российских "биоспутников". Ученым удалось раскрыть целый ряд угроз для здоровья будущих марсианских колонистов или исследователей дальнего космоса.

Так, эксперименты на мушках-дрозофилах показали, что длительная жизнь в невесомости приводит к ослаблению врожденного иммунитета и делает насекомых уязвимыми для грибков, а также нарушает считываемость целого ряда генов. Кроме того, жизнь в космосе ускоряет старение костного мозга, внутри которого формируются новые иммунные клетки.

Брайан Крушиан (Brian Crucian) из Космического центра НАСА имени Джонсона в Хьюстоне (США) и его коллеги раскрыли еще одно проявление влияния невесомости на иммунную систему, проследив за тем, как иммунная система двух десятков астронавтов и космонавтов реагировала на шестимесячное пребывание на борту МКС.

Во время этих командировок, как объясняют ученые, экипаж МКС три раза проводил самообследования, забирая пробы крови и тканей и замораживая их для возвращения на Землю. После посадки "Союзов" и шаттлов Крушиан и его коллеги анализировали эти образцы и сравнивали их с теми, которые были получены перед отправкой в космос.

Как оказалось, длительная жизнь в условиях невесомости приводит к заметным перестройкам в работе иммунной системы, подавляя работу целого ряда иммунных клеток на протяжении всего времени пребывания астронавтов на МКС. В результате этого сила иммунного ответа была снижена даже после возвращения экипажей на Землю, что снижало способность их тела отражать инфекции.

Ученые работают в лаборатории
Ученые: жизнь в космосе ускоряет старение иммунной системы

Подобные результаты подтвердили давние подозрения ученых о том, что жизнь в космосе приводит к серьезным последствиям для работы иммунной системы. Все предыдущие медицинские исследования, как объясняет Крушиан, проводились среди астронавтов, участвовавших только в коротких полетах в космос.

По этой причине медики не могли со 100% уверенностью сказать, с чем было связано ослабление иммунной системы – со стрессом, порожденным взлетом и посадкой, или же с невесомостью. Теперь ученые могут с определенностью говорить о том, что отсутствие гравитации заметно сказывается на работе нашей иммунной системы, делает человеческий организм более уязвимым. Этим могут воспользоваться не только "внешние враги" – бактерии, вирусы и грибки, но и "внутренние", вроде вируса герпеса или аутоиммунных заболеваний.

Пока ученые не знают, с чем связано это ослабление иммунной системы. До выяснения причины биологи рекомендуют воздержаться от организации долговременных экспедиций к Марсу и другим планетам, где у экипажа таких миссий не будет возможности обратиться за квалифицированной медицинской помощью.