Клинт Иствуд помог ученым понять, как мозг сохраняет воспоминания - РИА Новости, 01.07.2015

Клинт Иствуд помог ученым понять, как мозг сохраняет воспоминания

Фотографии Клинта Иствуда, Холли Берри и Пизанской башни помогли нейрофизиологам выяснить, как наш мозг записывает единичные новые воспоминания в клетки эпизодической и долговременной памяти и формирует ассоциации между ними, что в перспективе поможет решить проблему болезни Альцгеймера.

МОСКВА, 1 июл – РИА Новости. Фотографии Клинта Иствуда, Холли Берри и Пизанской башни помогли нейрофизиологам выяснить, как наш мозг записывает единичные новые воспоминания в клетки эпизодической и долговременной памяти, что в перспективе поможет решить проблему болезни Альцгеймера, пишут ученые в статье в журнале Neuron.

"Потеря способности запоминать новую информацию является одной из самых деморализующих и губительных проблем со здоровьем. Наше исследование раскрывает самые базовые основы работы памяти и того, как формируются ассоциации между воспоминаниями. Поэтому оно является важным шагом на пути к разработке систем связи с мозгом, которые в будущем помогут пациентам, страдающим от проблем с памятью, вести более полную и яркую жизнь", — заявил Матиас Айзон (Matias Ison) из университета Лейчестера (Великобритания).

Айзон и его коллеги выяснили, как наш мозг формирует новые воспоминание и связывает их друг с другом в эпизодической памяти в рамках необычного эксперимента, который они проводили при содействии нескольких эпилептиков, в чей мозг врачи временно встроили электроды для поиска очагов эпилептической активности.

Суть этого опыта, как объясняют ученые, заключалась примерно в той же идее, на которой строился фильм Inception ("Начало" в российском кинопрокате): они пытались имплантировать в память человека новую ассоциацию между двумя не связанными друг с другом объектами – кинозвездой и каким-то неживым объектом вроде Пизанской башни или Эйфелевой башни.

Для этого ученые выдавали добровольцам ноутбук, на экран которого выводились пары не связанных друг с другом фотографий – лица родственников и друзей эпилептиков, знаменитостей, географических объектов и животных.

Затем, через некоторое время, на дисплее начинала периодически появляться другая картинка, на которой одна из звезд и объект были изображены вместе – к примеру, американский актер Клинт Иствуд на фоне Пизанской башни. В это время ученые наблюдали за активностью нескольких сотен нейронов в так называемой срединной височной доле мозга, где находятся центры эпизодической памяти.

"Мы обнаружили, что нейроны, отвечающие за распознавание "Иствуда" и башни, очень быстро, практически мгновенно сформировали ассоциативную связь и поменяли свое поведение. К примеру, клетки, реагировавшие на изображение актера, начали включаться и при появлении фотографии здании, и другие снимки не вызвали у них реакции", — рассказывает Айзон.

По его словам, главным и самым неожиданным открытием стало то, что подобная ассоциативная связь формировалась практически в тот момент, когда доброволец видел комбинированное фото в первый раз. Это противоречит мнению многих психологов, которые считают, что ассоциации формируются в нашем сознании постепенно.

Айзон отмечает, что открытие того, как и где формируются ассоциативные связи между воспоминаниями в мозге, позволяет пойти дальше и начать изучение тех химических процессов, которые управляют их записью, поддержанием и разрушением. Подобные данные критически необходимы для понимания того, как болезнь Альцгеймера и прочие нейродегенеративные заболевания вызывают потерю памяти.