Ученые из РФ раскрыли гены, помогавшие выжить блокадникам в Ленинграде

/
Генетики из Санкт-Петербурга изучили структуру геномов свыше 200 жителей блокадного Ленинграда и обнаружили в их ДНК необычные мутации в трех генах, которые помогли им выжить в условиях жесточайшего голода и стресса.

МОСКВА, 5 июн – РИА Новости. Российские генетики сравнили устройство некоторых генов в ДНК обычных россиян и блокадников из Ленинграда, и обнаружили необычные мутации в генах UCP и PPAR, которые помогли им выжить в условиях жесточайшего голода и стресса, пишет редакция журнала Science.

Блокада Ленинграда остается одним из самых трагических событий Великой отечественной войны. Немецкие войска подошли к городу в начале сентября 1941 года, и сняли осаду лишь в январе 1944 года. За годы блокады погибло свыше 1,5 миллиона человек, причем подавляющее большинство жителей – 97% — умерло от голода и болезней.

Зима 1941 года, как отмечается во всех хрониках осады, была самым сложным периодом для обороняющихся. В это время жители города получали в среднем всего 200 калорий в день, причем заметная часть этого "рациона" приходилась на малосъедобные вещи — сосновую кору, березовые почки и хлебцы из льняного семени. В таких условиях даже малейшие различия в работе пищеварительной системы и в обмене веществ влияли на выживание человека.

Олег Глотов из НИИ акушерства и гинекологии имени Отта в Петербурге и ряд других российских генетиков решила выяснить, какие вариации в работе генов и всего организма в целом могли помочь выжившим блокадникам перенести все эти лишения.

Для этого ученые собрали группу из двух сотен жителей Ленинграда, переживших осаду города, взяли у них пробы крови и ДНК. Они проанализировали структуру тех генов, которые отвечают за метаболизм и работу клеток в условиях недостатка пищи, и сравнили их с аналогичными частями генома у россиян, чьи предки не были жертвами нацистской бесчеловечности.

Как оказалось, структура трех генов, отвечающих за метаболизм – двух генов из семейства PPAR и одного гена из группы UCP — в ДНК блокадников была заметно иной  по сравнению с людьми из контрольной группы. По словам Глотова и его коллег, их версии этих генов содержали в себе особые мутации, которые повышали эффективность работы митохондрий, энергостанций клетки, и снижали потери энергии на обогрев тела.

Изучение этих генов, полезно не только для оценки того, как устройство нашей ДНК влияет на выживаемость человека, но и для разработки способов борьбы с ожирением, анорексией и другими метаболическими расстройствами.

• Всё дело не в генах, а в Духе народа.
    05.06.2015
  • Интересно, с каких пор на основании анализа всего 206 человек в генетике можно сделать статистически значимые выводы? Методика ген-кандидата для поиска генетических ассоциаций при такой выборке почти всегда дает ложно-положительные результаты, которые мало когда могут быть подтверждены последующими исследованиями с большей выборкой или другими генетическими методами, напр. полногеномным поиском. Поєтому категорические заявления что какие-то определенные генетические вариации (всего лишь в 3 генах!) смогли блокадникам пережить те ужасы есть слишком преждевременным и скорее всего ошибочным.
    07.06.2015
  • Всё дело не в генах, а в Духе народа.
    05.06.2015
    07.06.2015
  • protozooa в ответ пользователю John Silver(показатьскрыть)
    John Silver, а что, в 1 млн погибших не было этого "Духа"? Кто же так неравномерно его распределил среди народа, кто выбирал кому выжить, а кому погибнуть? Б-г, или естественный отбор?