Астрономы нашли "пристройку" у первой звезды-маяка Вселенной - РИА Новости, 12.05.2015

Астрономы нашли "пристройку" у первой звезды-маяка Вселенной

© NASAИзображение с телескопа Хаббл - переменной звезды известной как цефеида
Изображение с телескопа Хаббл - переменной звезды известной как цефеида
Легендарная звезда дельта Цефея, первая из известных нам светил-цефеид, которыми астрономы пользуются для измерения расстояний в космосе, оказалась не одна – у нее есть небольшой спутник, чье присутствие может осложнить калибровку этого космического "маяка".

МОСКВА, 12 мая – РИА Новости. Легендарная звезда дельта Цефея, первая из известных нам светил-цефеид, которыми астрономы пользуются для измерения расстояний в космосе, оказалась не одна – у нее есть небольшой спутник, чье присутствие может осложнить калибровку этого космического "маяка", говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Мы были шокированы – несмотря на все то внимание, которое дельта Цефея привлекала в предыдущие 260 лет, мы не видели ключевой элемент этого космического "маяка". И хотя наше открытие не меняет структуру космической "лестницы расстояний" в целом, оно поможет нам улучшить точность измерений для каждой ее ступени. И если ближайшая к нам цефеида таила такой секрет, кто знает, что скрывают от нас ее далекие кузины", — заявил Ричард Андерсон (Richard Anderson) из университета Женевы (Швейцария).

Андерсон и ряд других астрономов нашли своеобразную "пристройку" у старейшего из космических "маяков", наблюдая за дельтой Цефея при помощи телескопа Меркатора на Канарских островах.

Эта звезда, как и прочие представители названного в честь ее класса светил, интересны ученым тем, что их яркость постепенно и очень плавно растет и снижается в результате внутренних процессов в их недрах. Частота и сила этих пульсаций зависят от абсолютной яркости светила, что позволяет астрономам использовать их для измерения расстояний в космосе.

Наблюдая за этими спадами и подъемами яркости в свечении этой звезды, Андерсон и его коллеги заметили нечто необычное – дельта Цефея, судя по необычным сдвигам в ее спектре, "летит" по небосводу в сторону Солнца не по прямой линии, а совершая своеобразные петли и рывки.

Подобное парадоксальное движение светила возможно только в том случае, если оно движется по небосводу не в одиночестве, а в компании с одним или несколькими спутниками. Как показали дальнейшие наблюдения астрономов, дельта Цефея обладает небольшой звездой-компаньоном крайне низкой яркости, чья масса может или быть в пять раз меньше солнечной или быть примерно равной ей.

Дельта Цефея и ее спутник вращаются друг вокруг друга по очень сложной орбите, периодически сближаясь и удаляясь друг от друга. По расчетам исследователей, подобные сближения происходят раз в шесть лет, и во время таких "рандеву" звезды достаточно сильно деформируются под действием приливных сил.

Пока ученые не до конца уверены, как такие растягивания и постоянные встречи дельты Цефея и ее спутника могут влиять на характер пульсаций первого "космического маяка". По их словам, определенный ответ можно будет дать, когда за этой звездой начнет наблюдать недавно запущенный телескоп GAIA, чьей главной задачей является составление карты звезд Млечного Пути и вычисление расстояния до них.