Ученые нашли в Чили утконосого и травоядного "дедушку" тираннозавра - РИА Новости, 27.04.2015

Ученые нашли в Чили утконосого и травоядного "дедушку" тираннозавра

© Gabriel LíoТак художник представил себе чилизавра – травоядного родича тираннозавров
Так художник представил себе чилизавра – травоядного родича тираннозавров
Международная группа палеонтологов обнаружила в Чили останки причудливого динозавра времен конца Юрского периода, который приходился близким родичем предкам тираннозавров и других крупнейших хищников мезозоя, но при этом обладал клювом и был травоядным.

МОСКВА, 27 апр – РИА Новости. Международная группа палеонтологов обнаружила в Чили останки причудливого динозавра времен конца Юрского периода, который приходился близким родичем предкам тираннозавров и других крупнейших хищников мезозоя, но при этом обладал клювом и был травоядным, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Чилизавр показывает, как много данных нам еще не хватает для понимания того, как возникали и распространялись по новым экологическим нишам самые крупнейшие группы динозавров. Публикация нашей работы заставит других палеонтологов с осторожностью подходить к определению видовой принадлежности и классификации фрагментарных окаменелостей или единичных костей динозавров", — заявил Мартин Эскурра (Martin Ezcurra) из университета Бирмингэма (Великобритания).

Эскурра и несколько других палеонтологов и геологов проводили раскопки в провинции Айсен на юге Чили, где залегают породы формации Токи, сформировавшейся в самом конце Юрского периода, примерно 145-140 миллионов лет назад. Первоначальной целью этой экспедиции служила история формирования Анд, а не поиск динозавров.

В один день семилетний сын двух авторов статьи, Диего Суарес, натолкнулся на кости необычного динозавра, которые заставили авторов статьи поменять вектор своих научных изысканий. Из-за крайне необычной анатомии находки Диего ученые изначально считали, что ему удалось найти кости сразу нескольких видов древних ящеров, скопившихся в одной точке.

Однако после продолжения раскопок и обнаружения дюжины новых окаменелостей, в том числе четырех полных скелетов, Эскурра и его коллеги поняли, что имеют дело с одним-единственным крайне необычным динозавром, которому было присвоено имя "чилизавр Суареса" (Chilesaurus diegosuarezi).
Это трехметровое существо, судя по компьютерному анализу общих черт его анатомии, принадлежало к числу одних из самых древних представителей тетануров (Tetanurae) – группы преимущественно хищных динозавров, включавшей в себя тираннозавров и предков птиц.

По своему облику, чилизавр мало в чем напоминает "королей Мезозоя" и других знаменитых хищников – у него была тонкая и длинная шея, достаточно длинные и мощные передние лапы, на которых не было когтей, клюв, необъяснимо малый для тетануров череп и примитивно устроенные ноги, сближающие его с самыми первыми динозаврами.

Судя по устройству зубов и черепа этого динозавра, он был не хищником, а травоядным или всеядным существом, которое было похоже по своей диете на зауроподов вроде бронтозавра или диплодока, или же на других необычных родичей тираннозавра – теризинозавров и бэйпяозавров.

Эти существа, похожие по манере питания и передвижения на вымерших гигантских ленивцев, обитали на противоположном краю планеты, в будущем Китае и Восточной Азии, и появились на лице Земли почти на 20 миллионов лет позже, в начале мелового периода. Это делает чилизавра предположительно первым травоядным родичем тираннозавров на Земле, заключают ученые.

Детеныш динозавра Sciurumimus albersdoerferi обладал пушистым беличьим хвостом