Ученые получили фотографии формирующейся планеты в созвездии Живописца

/
Астрофизики получили самые четкие на сегодня фотографии молодой планетной системы в созвездии Живописца, на которых можно рассмотреть то, как почти сформировавшаяся планета-гигант "взбалтывает" остатки протопланетного диска.

МОСКВА, 20 фев – РИА Новости. Астрофизики получили самые четкие на сегодня фотографии молодой планетной системы в созвездии Живописца, на которых можно рассмотреть то, как почти сформировавшаяся планета-гигант "взбалтывает" остатки протопланетного диска, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Некоторые компьютерные модели этой системы предсказывали, что внутренний протопланетный диск будет обладать сложной структурой из-за того, что на него будет действовать притяжение планеты-гиганта, вращающейся на небольшом расстоянии от звезды. На новых снимках мы смогли увидеть эту часть диска и показать, что эти выкладки были верны. Все это поможет нам искать экзопланеты в других протопланетных дисках", — сказал Даниэл Апай (Daniel Apai) из университета Аризоны в Тусоне (США).

Апай и его коллеги смогли увидеть планету, "бороздящую" протопланетный диск, изучая снимки, полученные при помощи камер и инструментов орбитального телескопа "Хаббл" во время наблюдений за звездой Бета Живописца.

Это светило, расположенное в 63 световых годах от Земли, еще в начале 1980-х годов привлекло внимание астрономов необычно сильным инфракрасным излучением. Его источником оказался газопылевой диск, вращающийся вокруг звезды. Затем в этом диске была обнаружена планета. Ученые пришли к выводу, что они видят планетную систему в стадии формирования, чьи первые фотографии были получены "Хабблом" еще в 2009 году.

Эти фотографии не обладали достаточным качеством для того, чтобы заглянуть во внутреннюю часть протопланетного диска и понять, что с ним происходит. Авторы статьи смогли улучшить разрешение уже сделанных снимков и получить серию новых высококачественных фотографий Беты Живописца, используя коронограф STIS на борту "Хаббла" и специально разработанный для этих наблюдений алгоритм подавления шумов.

Новая техника получения изображений позволила группе Апая получить детальные фото внутренней части протопланетного диска и проследить за тем, как он взаимодействует с планетой. Оказалось, что рождающийся гигант действительно вызывает большие возмущения в структуре диска, закручивая его материю в своеобразные витки спирали.

Кроме того, ученые обнаружили, что формирующийся "супер-юпитер", как они называют планету, вращается по наклонной орбите, что стало большим сюрпризом для них. Вдобавок к этому, диск оказался неожиданно асимметричным, что невозможно объяснить  при помощи текущих моделей рождения планет. Оба эти вопроса, как полагают Апай и его коллеги, поможет решить наследник "Хаббла", орбитальный телескоп "Джеймс Уэбб", а также радиотелескоп ALMA.